Удастся ли сегодня вернуть былую привлекательность советского образования в мире?
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
– Владимир Михайлович, есть ли сегодня у иностранцев интерес к российскому образованию?
– Интерес есть. Экспорт образования имеет для любой развитой страны мира большое геополитическое значение. Ведь от того, где будут учиться иностранные студенты, будет зависеть, какие люди встанут у руля власти в разных странах мира через несколько лет. Поэтому сегодня президентом России поставлена задача увеличения притока иностранных студентов в российские вузы. Кроме того, свыше 15 миллиардов долларов приходят в США ежегодно вместе с иностранными студентами. К нам – всего 400 миллионов долларов. Не такое богатое население в Африке, но люди находят на обучение в США 20 тысяч долларов, а могли за 5 тысяч долларов учиться у нас.
– В РУДН обучают иностранцев не только за плату?
– Да. Обучение у нас ведется как на платной, так и на бесплатной основе. Мы – единственный вуз, в котором обучаются студенты более чем из 130 стран мира. Столь широкой «географии» не добился ни один университет мира. Такова особенность РУДН. Университет играл и играет большую роль в деле подготовки кадров для многих стран мира. На днях мы вручили диплом 50-тысячному молодому специалисту. Им стал гражданин Эквадора Атиенсия Вильягомес Хосе Мигель, выпускник инженерного факультета по специальности «Автоматизация и управление».
– А много иностранных выпускников из вашего вуза остаются в России?
– Очень мало. Мы за то, чтобы они возвращались к себе на родину. Мы готовим в основном профессиональные элиты для развивающихся стран. Но многие из наших студентов уезжают работать в Америку или Европу. И там их карьера складывается успешно. Министр образования Канады рассказал мне, что наша выпускница в ранге министра работает в канадском правительстве, возглавляет комитет по делам малых народов. Она родом из Танзании. Президент Ассоциации хирургов Японии – тоже наш выпускник. Наверное, такие талантливые выпускники могли бы работать и на нашу страну.
– Сказалась ли ситуация с убийством студентов на приеме в вуз?
– Конечно. Некоторые страны даже принимали решение, что не будут направлять к нам своих студентов. В Перу, например, в этом году мы даже не решились проводить кампанию по набору студентов. На одном из зарубежных сайтов после убийств студентов появились статьи, клевещущие на российское образование. Как видите, ситуацией не преминули воспользоваться наши конкуренты. Но наши студенты послали туда свои отзывы, и поток лжи прекратился.
– Какие меры можно принять, чтобы обеспечить безопасность иностранных студентов?
– Когда-то в Москве иностранные студенты боялись выйти на улицу в день рождения Гитлера. Мэр Москвы Юрий Лужков вмешался и навел порядок. Так что проблему решить можно. Нужна жесткая политика. На самом деле у нас нет системной работы в масштабах государства с иностранными студентами. Раньше был Общероссийский совет по делам иностранных студентов. И были региональные советы. Ведь у иностранных студентов есть масса проблем, которые нужно решать: медстрахование, проблемы с отдыхом, проблемы безопасности. Надо правильно организовать их образ жизни. Они проводят вдали от дома лучшие годы своей жизни и хотят прожить их полноценно. Сегодня уже молодые люди не поедут учиться туда, где нет развитой инфраструктуры.