Нельзя требовать от ребенка сверхусилий, предупреждают родителей ученые.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Давно уже у психологов и педагогов особую тревогу вызывает начальное школьное образование. А точнее – многочисленные и очень популярные среди родителей пособия о том, как быстрее научить малыша читать, писать или говорить по-английски. Об этом, например, говорилось недавно на круглом столе «Практика и перспективы школьного обучения в контексте достижений современной науки о развитии мозга ребенка», который прошел в Центре развития русского языка в рамках мегапроекта «Школа без стресса».
Центр развития русского языка открылся в 2000 году. Мегапроект «Школа без стресса», как заявляют его авторы, ратует за создание в современной школе комфортных условий для всех участников образовательного процесса: учащихся, учителей, школьных администраторов, родителей. А активное участие в мероприятиях Центра принимали видные филологи, профессиональные писатели и эксперты в области литературы.
К числу негативных факторов, влияющих на детей, специалисты относят: чрезмерную нагрузку учащихся, низкий уровень психологической культуры детей и взрослых, а также отсутствие внимания со стороны профессионального сообщества к вопросам подготовки специалистов, способных видеть источники стрессовых ситуаций в школе и предотвращать их.
Итак, ученые, собравшиеся в Центре русского языка, рекомендуют не спешить, стараясь развить ребенка на начальном этапе образования, не требовать от ребенка сверхусилий. «Мы умиляемся, видя вундеркинда, – заявил Святослав Медведев, член-корреспондент РАН, директор Института мозга человека. – Но нельзя забывать об ограниченности резервов мозга. Индеец Аляски или житель высокогорья может переехать жить в город. Окончить там университет, стать прекрасным инженером. Но, как показывают исследования, он проживет не более 35 лет. Больше не выдержит. Сверхвозможности – вещь опасная».
А вот для развития возможностей можно заняться тренировкой, считает Святослав Медведев. До революции в классической гимназии большое значение уделялось умственной гимнастике. Заучивались большие тексты на латыни. Это вырабатывало тренированную память. Другая гимнастика – переписывание текстов┘ Но новый век – это новые возможности. Ученый привел пример, как человек (с высоким интеллектом, между прочим) заигрался в интернете и не смог перейти через Невский проспект. Он попытался это сделать скачками, как в интернете.
Досталось от Медведева и модному ныне тестированию. «Не надо переоценивать роль тестов», – заявил Святослав Медведев. И напомнил, что гениальный физик Эйнштейн не смог ответить ни на один пункт из вопросника изобретателя Эдисона. Результат экзамена далеко не всегда показывает истинный уровень сдающего.
Директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких рассказала присутствующим, что паспортный возраст ребенка не всегда совпадает с его биологическим и психологическим. Поэтому и на вопрос: «Можно ли отдать ребенка в шесть лет в школу?» однозначного ответа нет. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка. У мальчика или девочки 6–7 лет кора больших полушарий достигает значительной степени зрелости и по площади составляет около 80% коры головного мозга взрослого человека. Но, хотя мозг ребенка к этому времени структурно зрел, нервные клетки коры больших полушарий (в особенности связи между ними) продолжают развиваться.
Кроме того, 6–7 лет – переломный момент в развитии системы зрительного восприятия. Зрительная функция окончательно не сформирована даже у 6–7-летних детей. В этом же возрасте у ребенка нет еще достаточного умения произвольно регулировать процесс восприятия. Слабо развита и способность к распределению внимания, поэтому ребенку трудно одновременно слушать объяснение и выполнять задание.
Исходя из всего этого – тестировать при приеме в школу ребенка категорически нельзя, утверждают ученые. А ведь именно это происходит сегодня в массовом порядке. Нельзя тестировать, потому что выявить при этом учителя могут только уровень «дрессируемости» ребенка. И недостатки правописания в 7–8 лет у школьников объясняются не строптивостью ученика, а функциональной незрелостью определенных мозговых структур.
Из-за незнания всех этих основ неправильно строится работа с детьми, считают ученые. Например, учить ребенка в три года английскому языку можно без вреда для него только в том случае, если у малыша нет нарушений речевого развития. Кстати, по официальной статистике, уже 60% современных детей таковые нарушения имеют.