– Владимир Витальевич, впервые Всероссийская олимпиада по физике прошла в закрытом городе Снежинске Челябинской области. В этом заложен, очевидно, какой-то особый смысл?
– Безусловно, смысл вкладывался в это особый. Юные физики посетили Федеральный ядерный центр. Снежинск – город особый, наукоград. На 50 тысяч жителей – 52 лауреата Ленинской и Государственной премий. А 80% выпускников города поступают в столичные вузы на бюджетной основе. Но «свежая кровь» нужна и наукограду. Вдруг кому-то из будущих ядерщиков придет в голову мысль жить и работать здесь. В Снежинске юные гости побывали в музее атомного оружия, в нем сосредоточены все образцы ядерного оружия. Многие сфотографировались около «кузькиной матери», той самой водородной бомбы, которая позволила генсекретарю КПСС Никите Хрущеву грозить с высокой трибуны ботинком иностранным агрессорам. А переводчики всего мира сошли с ума, не зная, как перевести эту идиому. Думаю, поездка в Снежинск произвела на юных физиков сильное впечатление.
– А имеет ли смысл расширять олимпиадное движение в стране?
– Его нужно срочно упорядочить. Сегодня чуть ли не каждый вуз может проводить у себя олимпиады. Вместе с тем, конечно же, горлышко олимпиад очень узко. Отсюда и разного рода уловки на олимпиадах. Даем два вторых места, три третьих. Но увеличивать именно количество олимпиад не имеет смысла. Не так много у нас одаренных детей.
– На Украине отменили вступительные экзамены в вузы, произойдет ли такое у нас?
– Понятно, что на этот шаг правительство Украины толкнула коррупция в образовании. Возможно ли такое у нас? А почему бы и нет. Некоторые вузы могли бы уже сегодня пойти на это. Кстати, на Украине все равно не исключают возможность независимого тестирования выпускников школ. До единого экзамена популярным у нас было Централизованное тестирование. И ректоры его очень приветствовали. Во-первых, оно было платное. Во-вторых, ректоры прямым образом были причастны к нему, участвуя в составлении стандартов.
– Сегодня порой говорят о негативном действии реформ на образование в регионах. Дескать, образование в регионах умирает, потому что сельские школы закрываются, а выпускники устремляются в большие города. Так ли это?
– Что поделать! Конечно, жизнь, экономика образования заставляет нас закрывать школы, объединять их, а детей возить заниматься в районные центры. И делаем это мы еще с 1997 года. Тогда же приобрели 406 автобусов. Время показало, что подвоз детей в школы все равно выгоден, как с экономической точки зрения, так и с моральной. Детям лучше живется в семье, чем в интернате. С другой стороны, жизнь всегда подбрасывает сюрпризы. У нас есть школа, подвозить в которую детей можно только при пересечении дважды российско-казахстанской границы. Есть школа из 363 учащихся, в которую подвозят 169 детей из 12 деревень.
– Почему школы неохотно участвуют в национальном проекте?
– Кто-то просто не успел собрать нужные документы, кто-то посчитал, что чересчур много бумаг, кто-то не чувствует себя уверенно в этом году. И есть районы, где на одно место претендуют сразу три школы. Но «обиженных» не будет. Губернатор области Петр Сумин выделил гранты суммой 500 тысяч рублей еще 50 школам области.
Челябинск–Москва