Студента Московского госуниверситета имени М.В. Ломоносова ждут для продолжения учебы в любом вузе мира.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Роль университетов в развитии общества, основанного на знаниях и инновациях, обсуждали на встрече в МГУ имени М. В. Ломоносова представители ведущих университетов стран G8 и Китая.
Как рассказал «НГ» ректор МГУ Виктор Садовничий, заседание было «рабочим» и носило организационный характер. Главная встреча еще впереди, 24 мая. А пока участники отметили возрастание роли университетов в XXI веке, выразили поддержку усилиям руководителей стран G8, направленных на развитие образования в мире, и сформулировали свои выводы и предложения. Ректоры решили, что необходимо срочно организовать международную образовательную сеть университетов стран «восьмерки» и Китая по согласованным направлениям подготовки студентов и предложили до 2010 года в два раза расширить международные академические обмены. Кроме того, практически все участники настаивали на распространении практики двойных дипломов. Виктор Садовничий отметил, что собравшиеся в роскошном зале библиотеки МГУ ректоры и президенты вузов говорили на одном языке (языке науки), и проблемы оказались у всех похожими, а судьба общей – поднять качество высшего образования.
Так какие же проблемы обозначили ректоры и их представители из ведущих стран мира еще? На встречу в МГУ вместо ректора Французского университета имени Пьера и Марии Кюри приехал атташе по академическому сотрудничеству посольства Французской Республики в РФ. Ректор не приехал по причине массовых волнений студентов в Париже, поэтому и предложения французской стороны касались в основном будущего выпускников. Если страны хотят, чтобы был обмен студентами, они должны позаботиться о будущем этих молодых людей. И предоставить им рабочие места с хорошим заработком, соответствующим их квалификации. Чтобы обеспечить студентов работой, французская сторона предложила наладить информирование о новых знаниях и новых услугах, провести строгий ранжир новых специальностей. Кроме того, французские представители предлагают строже подойти к вопросу: «А что такое университет?» Нельзя называть университетом учебное заведение, который не ведет научных исследований. «К сожалению, не все университеты могут похвастаться исследованиями, но многие из них почему-то носят такое звание, – заметил гость из Франции и похвалил Китай, который сделал значительный прорыв в наведении порядка в своих университетах.
Ямада Киоши, исполнительный директор международного управления Токийского университета (Япония), обратил внимание присутствующих на то, что в условиях глобализации важность стандартизации знаний в странах G8 только нарастает. Но при этом важно дать стандартам, по мнению Ямады Киоши, высокую планку. Кстати, Токийский университет занимает 7-е место в мире по объему интеллектуальной собственности. И сегодня успешно развивает систему дистанционных дисциплин, приглашая для сотрудничества, в частности, иностранных профессоров знающих методики дистанционного обучения медицине.
Фичи Франческа, специальный представитель ректора Университета Флоренции (Италия), заметила, что многие университеты мира претерпевают изменения, и не всегда эти изменения принимаются сразу. Например, в Университете Флоренции настороженно относятся к идее перехода на трехлетний бакалавриат. Услышав эту фразу, ректор МГУ Виктор Садовничий не преминул тут же поддержать коллегу и сообщил присутствующим, что в России не всегда находит понимание даже идея четырехгодичного бакалавриата. А если подразумевается еще и переход на трехгодичный срок обучения, то здесь и вовсе надо... думать и думать.
Рольф Венди, специальный представитель президента Университета Торонто (Канада), говоря о студенческих обменах, напомнил, что крайне важно при этом выполнить четыре условия. Эти условия: гармонизация стандартов, мобильность студентов, сотрудничество учебных планов и доступность процесса обмена для студентов. Гармонизация стандартов трудна для осуществления даже в Европе, а если говорить о мире – тем более. «Но нет ничего недоступного, если цель поставлена, – поспешил заверить Рольф Венди, – а говоря о мобильности студентов, нельзя упускать из виду мобильность преподавателей и аспирантов. И для развития мобильности желательно тщательно продумывать сотрудничество в области учебных планов. И, наконец, если обмен недоступен всем нашим студентам, проект терпит поражение».
Ругл Чарльз, представитель канцлера, содиректор центра СУНИ Университета штата Нью-Йорк, рассказал о сотрудничестве с МГУ, которое началось еще 6 лет назад. Особенно успешно американцы развивают связи с биолого-почвенным факультетом, ВМК и медицинским факультетом. Большое значение при этом и та и другая сторона придают двойным дипломам. Но есть при этом некоторые проблемы. Американский гость обозначил в первую очередь финансовый аспект и напомнил о языковом барьере и утечке мозгов. «Будет ли Россия иметь возможность трудоустроить своих студентов после учебы в США?» – спросил американский ученый. Ругл Чарльз напомнил, что обмен с Россией пока «асимметричен». Американских студентов, желающих учиться в России, пока меньше, чем россиян, обучающихся в США. Но в последнее время интерес к России стал заметней.
Комментируя все вышесказанное, ректор МГУ Виктор Садовничий заметил, что проблема утечки мозгов была особенно актуальна в 90-х годах прошлого столетия. И это сказалось на уровне российской науки. Но это проблема характерна не только для нашей страны, она актуальна во всем мире. «Важно помнить при этом, – заметил Виктор Садовничий, – что понижение уровня науки в одной стране не идет на пользу мировой науке вообще...» Каждая страна задумывается об этой проблеме всерьез, но это совсем не повод для каких-либо препятствий интеграции России в международное образовательное пространство.
«Россия, как и все другие страны, готовится к новым вызовам экономики, – продолжил Виктор Садовничий, – и наши фирмы сегодня обеспокоены плохим качеством подготовки выпускников. Они предлагают свое участие в рейтингах, составлении программ и разработке стандартов. А наши академики считают, что это – удел университетов. Я считаю, что истина где-то посередине┘» А в конце встречи предложил всем ректорам, как и герой известного отечественного фильма, «дружить домами».
Любопытно, что Ассоциация университетов Европы обсуждала вопросы взаимоотношений бизнеса и образования еще 10–20 лет назад. Для России они встали остро именно сегодня. Поэтому-то встречи ректоров университетов ведущих стран мира, подобные той, что прошла в МГУ, весьма интересны для нас. Зачем учиться на своих ошибках, если появилась возможность проанализировать чужой опыт?!