Господство командного стиля в образовании до сих пор нерушимо. «Годовые направления развития школы» и по сей день «диктуются» из управлений образования, а для того чтобы администрация школы имела возможность выстраивать работу своего образовательного учреждения по своему усмотрению (правильнее сказать – по запросам учащихся и их родителей), ей нужно предоставить огромное количество неоспоримых доказательств в необходимости выбранного направления. Подтверждение готовности школы к изменению образовательной деятельности – обязательное условие, чтобы чиновники от образования позволили развиваться новым образовательным технологиям.
Педагогами-теоретиками, философами и психологами пишутся огромные трактаты об изменении философии образования и трансформации образовательной среды. Для кого предназначены эти трактаты? Коллективы школ, как правило, и рады бы внедрять все новшества, но, не получая ни материально-финансовой поддержки, ни моральной помощи, не имеют возможности этим заниматься. А управления и департаменты все требуют и требуют: наполняемость классов, интегрирование базовых учебных предметов с информационными технологиями и проч. и проч.
Мы, учителя, согласны, что все это нужно и важно, но не на пустом месте. Как можно что-то внедрять, не обеспечив материальную базу школ?! Я уже не говорю о подключении к сети интернет всего компьютерного обеспечения школы, если оно имеется. Элементарный ремонт туалетов и буфетов, падающие плафоны в рекреациях, сантехника, работающая на 50%, аудио- и видеотехника 70-х...
Все, что есть в современной школе хорошего, приобретено на спонсорские средства родительских комитетов или попечительских советов. Существуют и нынче «ненормальные» фанатики своего дела, администраторы и просто педагоги, бесплатно выполняющие необходимую в школе работу или вкладывающие свои сбережения в ремонт и благоустройство родной школы, привлекающие к данной деятельности своих родственников, которые по выходным врезают замки в кабинетах, шпаклюют и красят стены, вставляют выбитые стекла, делают стенды, ремонтируют мебель и т.д. Выделенной ставки «рабочего по зданию» просто не хватает на то, чтобы привести в порядок ветхие, десятилетиями не ремонтируемые учебные корпуса.
Да, есть и другие школы, лицеи, гимназии, построенные и оборудованные недавно, находящиеся под крылом нашего многоуважаемого мэра, финансово могущественной организации или еще какого-либо заинтересованного и богатого человека. Но на все школы добрых дядей не хватает. Они ждут финансирования и реальной помощи от государства, так как являются его безраздельной собственностью.
Обучение в элитных общеобразовательных заведениях рекламируется и поддерживается тем же управлением образования, а рядом в микрорайоне стоят полуразрушенные понурые здания послевоенной постройки, ждущие своего часа «икс». В них работают замечательные, исключительной души люди, учатся прекрасные дети. Но в современном обществе – они просто «мясо» на рынке образовательных услуг.