Круглый стол «Бизнес-образование: рейтинги, аккредитации, исследования» был проведен в рамках конференции «Качество дистанционного образования». «Как улучшить обеспеченность потребителей бизнес-образования качественной информацией, позволяющей сделать правильный выбор школы?» – обсудили собравшиеся.
Как справедливо заметила Лариса Бендова, проректор по работе с тьюторами Международного института менеджмента ЛИНК, рынок бизнес-образования России активно развивается, его оборот составляет около 200 миллионов долларов, а оборот по программам МВА – 40 миллионов долларов. Соответственно растет и рынок, обеспечивающий информирование потребителей этих услуг. Его оборот только в Московском регионе составляет несколько миллионов долларов. В то же время потребители испытывают острый дефицит в объективной информации, позволяющей сделать правильный выбор программы обучения и не потерять не только несколько тысяч долларов, но и усилий, которые они потратят на обучение. За два последних года вышло очень много разных рейтингов в различных специализированных изданиях, однако Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО) поспешила дистанцироваться от участия в них. Не секрет, что и в западных странах, где система создания рейтингов стала настоящей индустрией и в их создание вкладываются огромные деньги, высказываются серьезные сомнения объективности рейтингов и ряд ведущих школ бизнеса отказывается от участия в них. И это несмотря на то, именно ведущие школы получают наибольшие выгоды от существования рейтингов.
Альтернатива рейтингам все та же. Аккредитация – от международных до национальных. Да еще, пожалуй, неисчезающий интерес к соцопросам. Сообщество E-xecutive (объединяет 87 386 менеджеров) в партнерстве с Международным институтом менеджмента ЛИНК завершили исследование, нацеленное на понимание перспектив МВА-образования в России. В опросе приняли участие 2434 респондента, которые сами решали для себя, принимать участие в опросе или нет. Ниже мы знакомим вас с данными этого исследования.
Всех интересует, где же можно получить настоящий МВА? Более половины участников исследования считают, что не место красит МВА, а куда важней качество обучения и преподавательский состав. Однако треть опрошенных все же полагают, что настоящий МВА можно получить только в западной бизнес-школе. Но гораздо меньше людей готово выбрать отечественную школу.
Как вообще построена система обучения персонала в компаниях? Показатели явно свидетельствуют о том, что все больше руководителей убеждаются в необходимости обучения своих менеджеров, хотя и отправляют их на учебу только в связи с производственной необходимостью и эпизодически. И только 13,7% руководителей компаний уверены, что учиться их сотрудникам нет необходимости.
Самый любопытный вопрос исследования – оценка возможностей карьерного роста менеджеров с МВА. Почти половина участников опроса (43,6%) не смогли оценить это влияние либо по причине отсутствия в их компании менеджеров с МВА, либо по другим причинам. Те же, у кого сложилось свое мнение по данному вопросу, считают, что наличие МВА слабо влияет на продвижение по службе (21,4%) или не оказывает никакого влияния на карьерные успехи (11,1%). А возражают им – 31,4%, оценивших влияние МВА на карьеру положительно.
Почти 60% участников исследования заявили, что в их компаниях обучение на программах МВА оплачивается только для топ-менеджмента. Неучастие своей организации в этом вопросе заметили 11,4% респондентов, и примерно столько же сказали, что они просто не знают, как обстоит дело с этим вопросом в их компаниях. 10,1% участников опроса сообщили о том, что в их компаниях МВА оплачивается только при условии последующей отработки сотрудником определенного срока в данной организации. Еще реже случаи оплаты обучения на МВА частью компенсационного пакета по личным заслугам сотрудника. Но есть и другие возможности. Иногда в компаниях практикуется частичная оплата обучения (не более 50% стоимости) или оплата в рассрочку (выдача кредита).
Для всех категорий менеджеров решающим фактором при выборе программы МВА является практическая отдача от обучения. Обучению без отрыва от работы менеджеры придают второе по важности место. Репутация учебного заведения важна для 30% работодателей и 38% менеджеров. А вот международный диплом имеет значение для вдвое большего числа менеджеров (26,3%), чем работодателей.