-Господин Франко, сколько лет существует МВА-образование, пожалуй, столько лет люди пребывают в сомнении, так ли уж необходимо оно в современных условиях. Может, достаточно закончить какие-нибудь краткосрочные курсы или тренинги? Зачем бизнесмену тратить время на full-time МВА?
– Не стоит преуменьшать значимость такого образования для предпринимателя, который хочет быть более успешным в своем бизнесе. Сильная сторона МВА в том, что программа сочетает в себе преимущества и определенные качества самых различных типов обучения. Экономику и право, например, а, наконец, самое важное – теорию и практику. Вот этого как раз и не хватает традиционному образованию.
– А вы получили МВА-степень?
– Нет, не получилось. Высшее образование я получил в Антверпенском университете, одном из старейших в Европе. Там я учился сначала на бакалавриате. А потом продолжил образование, выбрав область теоретической экономики. Но, повторяю, МВА – очень серьезный вид образования.
– Как, на ваш взгляд, смогут ли российские школы составить в ближайшее время конкуренцию западным бизнес-школам?
– За последние 15 лет сектор бизнес-образования в России развивался стремительно. Что было логичным и совершенно необходимо для Вашей страны. До этого как такового, настоящего рынка МВА образования в России просто не было. С самого начала подготовки высококвалифицированных менеджеров-образования и разработки первых российских программ для бизнеса, западные страны – и особенно страны Европейского сообщества – абсолютно во всех начинаниях помогали бизнес-школам России. Большую роль в этом сыграла моя Альма-матер – Антверпенский университет и его программа ЕМВА в Москве. Сегодня многие российские школы настолько оформились, что могут уже работать самостоятельно. Например, ИБДА, где я веду занятия по проблемам Европейского сообщества.
– Вы читали лекции нашим студентам. Чем наш слушатель отличается от слушателей европейских школ?
– В целом ничем не отличается. Ваш слушатель мне показался любознательным. Будучи госслужащим, я всегда подумывал о том, как бы наладить контакт с молодежью. Это самая восприимчивая и любознательная аудитория, с которой хочется работать. Именно такая работа заставляет меня сегодня больше размышлять над своими лекциями, о том, как лучше, доступней и творчески изложить аудитории сложные теоретические моменты. За период работы здесь я приобрел новый опыт. Обогатился новыми знаниями, причем не меньшими, чем мои студенты от меня, как от лектора. Вопросы, которые задавались после лекций, были животрепещущими и на злобу дня. Я приходил после семинаров всегда воодушевленный и принимался за подготовку лекций с новой силой.
– Ставите ли вы как преподаватель и ваша школа (в которой вы преподаете) задачи подготовки так называемых «транснациональных» менеджеров, тех, кто может с одинаковым успехом работать в любой стране?
– Успешные шаги глобализации дают сигнал вообще всем бизнес-школам к подготовке такого рода менеджеров. Сигнал к подготовке людей широкого кругозора, транснациональной культуры, способных к поискам оптимального решения задач в любой сфере бизнеса. Если бизнес-школа не ставит таких амбициозных задач – подготовить специалиста столь высокого уровня, – едва ли она может в принципе считаться хорошей бизнес-школой.