Приток студентов в гуманитарные вузы будут регулировать контрольными цифрами приема. Очередь желающих заметно поредеет.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Через несколько дней состоится заседание Госсовета, на котором обсудят стратегические меры в сфере инновационного развития образования. В Петрозаводске уже прошло расширенное заседание рабочей группы Государственного совета. Председательствовал на заседании глава республики Карелии Сергей Катанандов.
Большинство докладов касались национального проекта в образовании. А как иначе, ведь масштаб его, как заметил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко на заседании рабочей группы, несопоставим с теми изменениями, которые были на протяжении последних пяти лет. Сформулирована общая задача – поднять уровень соревновательности в обществе. Понимание этого момента, разумеется, пока еще не пришло ко всем тем, от кого зависит реализация этого проекта, об этом и говорили в Петрозаводске. И попробовали задать тон предстоящему заседанию Госсовета.
Основной разговор сосредоточился на теме высшего образования. Руководитель департамента социальной политики Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Федор Прокопов заявил, что работодателей не устраивает качество выпускников вузов и с этим нужно что-то делать. После десятиминутного «бодания» с ведущим заседание Сергеем Катанандовым, уходит ли бизнес от ответственности или не уходит, должен ли бизнес сформировать заказ для вуза или это забота самих вузов, разговор оппонирующих сторон плавно перешел в зону едва заметного конструктивизма. Решили, что нужно хотя бы сократить процесс вхождения выпускника вуза в работу, сегодня этот период может занимать от 6 до 9 месяцев и выше. «Может, бизнес доучит специалиста сам, чем его переучивать позднее?» – поставили чиновники вопрос ребром. Увы, все доводы за участие бизнеса в софинансировании студента на заключительном этапе его обучения остались не услышаны. По Конституции, все граждане РФ уже на базе налогообложения оплатили качественное образование, справедливо напомнил присутствующим Федор Прокопов. Так что же делать? Как наводить порядок? Федор Прокопов предложил сначала навести порядок в стандартах, которые идут сверху, а должны бы выдвигаться от профессиональных сообществ. И надо что-то решать с иерархией учебных заведений, предприниматели не удовлетворены отсутствием четкой градации в системе образовательных учреждений начального и среднего профобразования. «Кадровики на предприятиях не понимают, в чем разница между выпускниками ПТУ и колледжа, техникума и лицея».
Что касается общего прогнозирования потребностей рынка труда, то ведущая роль в этом случае должна принадлежать государству – такова твердая позиция работодателей. Этот разговор продолжился позднее на встрече министра образования и науки Андрея Фурсенко и педагогической общественности Петрозаводска. Министр напомнил, что его ведомство уже начало некоторым образом влиять на этот процесс. Например, посредством регулирования контрольных цифр приема на бюджетное обучение. «Мы сокращаем бюджетные места на отдельные специальности, – заявил министр, – потому что, во-первых, такие шаги подсказывает демографическая ситуация, во-вторых, стране не нужно такое количество экономистов, юристов. Это обманутые люди, обманутые надежды, а отсюда – и риск роста социальной напряженности в обществе». – «Но это выбор этих молодых людей!» – возразили на это министру из зала. «Но государство не должно поощрять такой выбор! – парировал Андрей Фурсенко. – Мы должны их честно предупредить, хотите – делайте! Но вряд ли найдете счастье┘» При регулировании цифр приема, продолжил министр, вполне возможно, что государство пойдет по пути повышения их в регионах и уменьшения в тех московских вузах, которые лидерами образования не являются. Это заявление вызвало оживление в зале. Сразу же кто-то из москвичей ревностно напомнил министру, что регионы, в общем-то, и так не страдают отсутствием «высокой образованности».
Нет сомнений, что на предстоящем Госсовете тема взаимодействия бизнеса и образования будет продолжена, но так же очевидно, что на первый план выйдет и другая... В Петрозаводске министр образования Карелии Галина Разбивная подняла тему безграмотности управленческого звена.
Так что, возможно, за парты скоро сядут руководители всех уровней власти. А что поделать, если модернизация образования идет столь медленными темпами?
Петрозаводск–Москва