'Что мне поставят?' – вечный вопрос ученика. 'Что же мне здесь ставить?' – извечная проблема учителя.
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)
Общеизвестный факт, что большинство конфликтов в средней общеобразовательной школе вызвано субъективностью школьной оценки. С одной стороны, для всех сегодня очевидно, что сложившаяся за многие годы традиционная пятибалльная система постепенно исчерпала себя, поскольку перестала отвечать новым реалиям быстроменяющейся жизни. С другой стороны, имеет место человеческий фактор. Увы, некоторые учителя по разным причинам все же злоупотребляют своим учительским положением. Например, типичная ситуация в выпускном классе: вдруг родитель начинает замечать, что его ребенок приносит плохие оценки по предмету, который раньше у него трудностей не вызывал (да и после родительского контроля выясняется) и не вызывает. Причем предмет этот для ребенка – основной, он нужен ему при поступлении в высшее учебное заведение. Причин появления слабой отметки несколько, но основных две: либо ученика хотят принудить брать дополнительные уроки, либо учитель желает перестраховаться на тот случай, чтобы в дальнейшем ни у кого не было повода упрекнуть его в нетребовательности.
По ходу дела житейский совет, как поступить в этой ситуации, дает нам учительница музыкальной школы Людмила Ильина, чья дочь стала в прошлом году студенткой физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Совет прост – не рассказывать никому в школе, куда ребенок намерен поступать. Если будут настойчиво спрашивать – нужно попытаться убедить школьных учителей, что ребенок пойдет учиться в кулинарный техникум. Конечно, это нужно делать при условии, если вы разуверились в школьном образовании и ваш ребенок посещает дополнительные курсы при вузе. Ребенок после этого вашего мудрого поступка, говорит педагог Ильина, будет реже приходить в слезах. Если о далеко идущих планах проговоритесь – ситуацию затем придется каким-то образом контролировать.
Но вернемся к теме оценки. Внедрение в стране нововведения – всеобщего среднего образования – заставляет по-новому взглянуть на эту проблему. Ведь в этом случае школьная оценка и вовсе девальвирует. «Три балла» будут ставить и двоечнику, и крепкому троечнику. Не стоит забывать, что во многих вузах, куда ученик поступает по традиционной схеме, при полном совпадении экзаменационных оценок, в игру вступает школьный аттестат. Именно он выявляет победителя. Поэтому-то и ценность школьной оценки пока еще высока.
Затеянная в прошедшие годы дискуссия по поводу школьной отметки весомых результатов так и не дала. Поговорили и забыли. Благодаря вмешательству первой леди государства Людмилы Путиной в школах отменили оценки по пению, рисованию и физкультуре. Тем не менее сама пятибалльная система оценивания сохранилась. Напомним, что в Англии и Польше сегодня – 6-балльная система, в Украине – 12-, в Молдове и Белоруссии – 10-, в Латвии– 10-, во Франции – 20-, США – 100-балльная.
Что касается другого «момента истины» – «человеческого фактора», – то здесь, как считают в министерстве, поможет программа создания в России независимой экспертной оценки качества образования, положение о которой сейчас и разрабатывается. Особое значение придается, как уже известно, единому государственному экзамену и промежуточному тестированию.
Кроме того, сегодня уже серьезно в рамках экспертной оценки рассматривается и положение об общественной экспертизе учительского и преподавательского труда. Может, тогда и уйдут в небытие разговоры о том, что современные учителя плохо учат. Речь идет об общественной аттестации учителя. Хотя... «Есть в этом моменте кое-что настораживающее, – сказала в интервью «НГ» директор одной московской школы. – Пока непонятны механизмы, как именно это будет происходить, но уже есть проблема: родители ребенка не знают педагога и судить о его работе будут, опираясь исключительно на мнение ребенка...» Недавно на встрече со студентами министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко призвал молодых участвовать в разработке «механизмов по оценке качества образования в своих вузах». Кстати, многие вузы уже проводят внутренний рейтинг педагогов и студентов в своих альма-матер.
Кстати, есть на тему оценки один очень любопытный исторический пример. Знаменитый психолог Лев Семенович Выготский посещал занятия в Госуниверситете и одновременно в Народном университете имени Шанявского. В университете Шанявского студенты учились без обязательных курсов, зачетов и экзаменов. Более того, обучаться там мог каждый, кто хотел. Популярность университета была на ту пору огромной. Но, конечно, в университете Шанявского трудился уникальный преподавательско-профессорский состав. После студенческих волнений 1911 года и последовавщих за ними репрессий Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова покинули свыше 100 выдающихся ученых, среди которых были: Тимирязев, Вернадский, Чаплыгин, Зелинский и другие. Многие из этих выдающихся ученых нашли приют в Народном университете имени Шанявского. Народный университете дал путевку в жизнь целой плеяде молодых ученых. Да и что было бы с тем же Выготским, ведь в другом государственном университете он учился на юридическом факультете. Как видите, талантливым педагогам и оценки оказались не нужны.