Директорам школ есть о чем призадуматься: грядет подушевое финансирование школ. А это – чем больше «душ», тем больше денег.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
На Всероссийском совещании руководителей органов образования, которое собирается дважды в год, недавно обсудили национальные проекты в области образования. И пришли к выводу, что они должны привести «к системным изменениям в системе отечественного образования».
С учетом того, что расходы на образование в федеральном бюджете 2006 года выросли на 47%, в такие изменения хочется верить. Чтобы они были заметней, в правительстве решили «не пропорционально увеличивать расходы по всем направлениям образования, где годами копились проблемы», а направить усилия туда, где можно быстрей «обеспечить ощутимое движение вперед». На совещании еще раз напомнили, что национальные проекты предусматривают поощрение лидеров-школ и лидеров – отдельных педагогов, распространение их передового опыта, создание и финансирование отдельной строкой национальных университетов и двух бизнес-школ, отдельное поощрение классных руководителей и даже школьников и студентов, добившихся высоких показателей в учебе. На совещании практически подвели итоги по обсуждению критериев отбора лучших педагогов и школ.
Правда, сразу же возникает вопрос: а что делать с уже существующими конкурсами «Учитель года России» и «Лучшие школы России»? На совещании даже предлагалось продумать, не интегрировать ли их в новый проект. «Целесообразней было бы в любом случае сохранить эти конкурсы, – считает директор московской школы 1518 Марина Фирсова. – Не ровен час, можно и загубить стоящее дело». Да и собственно задачи, которые стоят между конкурсами на участие в национальных проектах и конкурсами, которые организует Фонд поддержки российского учительства вместе с Минобразнауки и еще несколькими заинтересованными структурами, по существу – совершенно разные.
На пресс-конференцию, состоявшуюся сразу после совещания, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко пришел вместе с членами только что созданного Общественного совета. Задачи Совета – координировать работу по приоритетным направлениям системы образования, к которым относятся все меры, обеспечивающие доступность и качество образования. А этого уже Минобразнауки РФ надеется достичь «повышая стартовые возможности школьников» (система общедоступного дошкольного образования), вводя в школы новые воспитательные технологии (какие, подскажут лучшие учителя и школы), внедряя обязательность полного среднего образования, создавая адекватную оценку качества образования (ЕГЭ) и развивая технологии дистанционного образования (повальная компьютеризация страны).
Но прежде правительство хотело бы решить проблему зарплаты педагогам. И это самое трудное. Ученые Высшей школы экономики еще некоторое время назад подсчитали: чтобы сделать достойной зарплату педагогам, за что ратуют сегодня учительские профсоюзы, нужен еще один такой же бюджет на образование, фактически равный сегодняшнему. В современных условиях на это никто не пойдет. Вывод один, значит нужно умело распорядиться ресурсами внутри системы. В министерстве уверены, что начать следует с перехода на нормативно-подушевое финансирование образовательного процесса и на новую отраслевую систему оплаты труда. В большинстве субъектов РФ уже сегодня субвенции на заработную плату учителей и учебные расходы из региональных в муниципальные бюджеты поступают по подушевому принципу (в некоторых регионах – даже перешли к подушевому финансированию школ). К 2006 году это случится во всех регионах. Закономерен вопрос, а кто высчитает эту самую норму на школьную душу? Сам субъект. В настоящее время права субъектов Федерации и органов местного самоуправления значительно расширены.
Что касается предложений по отраслевой системе оплаты труда, то несколько моделей уже апробированы в самых разных областях страны. И регион сам волен выбрать ту, которая для него оптимальна. Кстати, на самом совещании представители регионов захотели заслушать доклады про самые популярные сегодня – Санкт-Петербургскую и Тюменскую. Министерство между прочим более склоняется к первой модели. Но диктовать и насаждать сверху опять же ничего не намерено. Своими впечатлениями от совещания Андрей Фурсенко поделился с корреспондентом «НГ» пару дней спустя во время визита в Мордовию. Нынешняя ситуация предполагает более серьезную ответственность регионов за ту образовательную политику, которую они будут сами же и проводить. Теперь спрос с регионов. И осознав это, регионы, похоже, задумались и испугались. Теперь учителям не скажешь: «Вам денег не дали – обращайтесь к федеральным властям!» На национальные проекты тоже ничего «лишнего» не спишешь. Национальные проекты – не перераспределение денег, а приход дополнительных денег.
Регионы в раздумьях. В сущности, в этой ситуации есть реальная опасность, что в дальнейшем может быть утрачена единая система оценки квалификации работников образования и сложности выполняемых ими работ в различных регионах страны. Кроме того, регионы в раздумьях, а какой вообще модели лучше придерживаться. В одной области важней заинтересовать преподавателей работой в глубинке. В другом же случае – надо закрывать нерентабельные деревенские школы и создавать более крупные и современные учебные заведения, объединив усилия многих хозяйств и так далее. Да и сами зарплаты учителей сегодня в регионах очень разнятся. Допустим, средняя зарплата в Московской области – 8300 рублей, в Москве – 10 700, в Чувашии и Ростове – 3700, в Рязани – чуть меньше, а в Ханты-Мансийском автономном округе – 12 500.
А в это самое время раздумий, «целину» регионов бросились осваивать «консультанты» из Москвы. Они готовы помочь разработать регионам свою систему оплаты труда, но только, разумеется, за деньги. Причем представляются эти люди – специалистами, приближенными к министерству, а просят за услуги дорого. Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ, комментирую эту ситуацию на пресс-конференции, заметил, что никакого отношения к его ведомству такие люди, конечно, иметь не могут. Кстати, когда некоторые несознательные граждане подделывают даже пропуска в Кремль, назваться представителем Минобразнауки, наверное, «людям рынка» намного проще.
Здесь как раз уместно вспомнить, что, по существу, площадки по обмену опытом эффективного управления образованием давно существуют. Да взять хотя бы завершившийся буквально несколько дней назад ежегодный конкурс «Лидеры образования-2005». Этот конкурс, которому уже 6 лет, направлен на выявление и изучение новых направлений теории и практики управления в области образования, поддержку инновационных разработок и технологий, способствующих развитию системы образования в Российской Федерации. Семи (по количеству номинаций) обладателям главного приза – «Золотое зерцало», кстати, вручается премия тоже в размере 100 000 рублей. Это как раз тот опыт, который не проводится в форме нудных докладов, плохо воспринимаемых на слух, говорит председатель жюри конкурса, ректор Московского городского педагогического университета Виктор Рябов. В этом году в номинации «Лидеры органов управления образованием» стал Виталий Гутман, министр образования и науки Астраханской области. Кстати, своим опытом с коллегами Виталий Гутман готов поделиться бесплатно.