Лидерская школа – это школа, реализующая новые технологии в образовании. А это – новое содержание, новые приемы, новое поколение учебников.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Выступая на встрече с членами правительства, руководством Федерального собрания и членами президиума Госсовета, 5 сентября 2005 года президент РФ Владимир Путин обратил внимание на создание механизмов, способных кардинально поднять качество отечественного образования. В связи с этим власти намерены создать уже к 2006–2007 гг. на базе действующих вузов и академических центров новые университеты в Южном и Сибирском федеральных округах, а также открыть бизнес-школы для подготовки управленческих кадров в Московском регионе и Санкт-Петербурге.
Буквально через несколько дней после выступления президента появились сообщения о предложении создать в России две международные бизнес-школы. Председатель совета директоров группы компаний «Тройка-Диалог» Рубен Варданян, декан факультета менеджмента Санкт-Петербургского университета Валерий Катькало и министр экономического развития и торговли Герман Греф предложили создать одну школу на базе факультета менеджмента СП(б)У, а другую в Московском регионе с «нуля». При этом, по их предварительным расчетам, на создание каждой школы следует выделить 125 млн. долл. США или в совокупности 250 млн. долл. США, что в переводе на рубли составит 7,25 млрд. рублей, или примерно 13% от всего государственного бюджета, направляемого на развитие высшего образования в России. Речь идет об объединении усилий государства и бизнеса. При этом предполагается, что в становлении этих школ примут участие около 70 компаний, в том числе 17–18 международных.
О планах Министерства образования и науки в отношении бизнес-школ «НГ» рассказал заместитель директора департамента государственной политики в сфере образования Минобразнауки РФ Федор Дудырев. «Существует несколько предложений, сделанных бизнес-структурами Москвы и Санкт-Петербурга, – сообщил Федор Дудырев. – Сейчас идет проработка проекта постановления правительства о строительстве двух ведущих бизнес-школ. С одной стороны, министерству предстоит совершить какие-то учредительные действия. И в первую очередь решить вопрос, воспользоваться ли для этого уже имеющейся базой или создать школу «с нуля». И с другой стороны, необходимо продумать долгосрочный проект. Ведь предполагается, что школа будет лидерской, реализующей передовые образовательные технологии. Сегодня примерно 10 иностранных крупных корпораций уже заявили о своей готовности принять участие в создании такой структуры. По заявлению Федора Дудырева, новые бизнес-школы станут очень серьезной заявкой на будущее. В конце декабря постановление по бизнес-школам уже выйдет.
═
«НГ» собрала мнение экспертов по этому вопросу. Нужны ли сегодня стране лидерские бизнес-школы? В чем плюсы и минусы нового проекта?
═
Борис Виноградов, депутат ГД РФ
═
Уже на протяжении многих лет вузы и бизнес-школы работают с американской моделью бизнес-образования. Меньше внимания уделяется европейской, и совсем не изучается, как развивается система бизнес-образования в Азиатском регионе. Хорошо, что мы делаем бизнес-школы в Санкт-Петербурге и Москве, но мне видится очень важным создать бизнес-школу где-нибудь в Хабаровске в расчете на тот рынок. Что нового происходит там, на Востоке? Мы совершенно не изучаем опыт Японии, например. Бизнес-школы в моем понимании – это структуры на интегративном витке крупных фирм (таких, например, как ЮКОС) и Российской академии наук. Еще один важный момент – элитная бизнес-школа должна собрать «имена», вот тогда это будет уже не «массовка». Делать это надо быстрей, потому что все наши проблемы – в отсутствии толковых менеджеров на самых высоких постах.
═
Тамара Рыжикова, профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана
═
Это хорошо, что государство озабочено созданием лидерских школ. Но я хочу обратить ваше внимание на то, на базе какого вуза будет строиться такая школа. Может ли, например, технический вуз успешно конкурировать с экономическими вузами и бизнес-школами по социологическим, маркетинговым, экономическим исследованиям, контроллингу, актуальным расчетам, техническому анализу ценных бумаг, компьютерным технологиям в экономике и бизнесе, технико-экономическому анализу, современным технологиям обработки материалов и др. Основываясь на опыте своего вуза, скажу уверенно: «Да!». Любое бизнес-образование должно быть напрямую связано с промышленностью. Я умышленно употребляю здесь не слово «бизнес», а слово «промышленность». Так как бизнес не всегда производит реальный продукт.
Сегодня часто упоминается термин «новая экономика». «Новая экономика» строится вокруг гибкого производства товаров и услуг. Рост производства, который все чаще основан на информационных технологиях, позволяет компаниям развивать «гибкие» заводы и фабрики, в которых увеличение разнообразия выпускаемых товаров не сопровождается значительным ростом издержек производства. Складывается непредсказуемая для будущего национальной экономики ситуация, когда производственные мощности не загружены и не обновляются, но в то же время пользующаяся на внутреннем рынке конкурентоспособная машинно-техническая продукция не изготавливается, а завозится из-за границы. В минувшем году в России не выпущено ни одной автоматической линии. Из всех секторов экономики в машиностроении специалисты наименее подготовлены в методологических и практических вопросах технико-экономического анализа, стратегического управления предприятием, инновационного маркетинга на предприятии в условиях высокой неопределенности и динамики рынков. Кроме того, большие проблемы возникают из-за нехватки традиционных технических знаний, таких как нормирование и стимулирование труда, нормирование материалов, техническая подготовка производства, управление качеством продукции и др.
Наш межотраслевой институт повышения квалификации по новым направлениям развития техники и технологии МГТУ им. Н.Э. Баумана считает образовательный продукт центром, вокруг которого объединилось сообщество потребителей – огромная сеть предприятий машиностроительного и оборонного комплекса. Мы имеем дело с очень широким кругом специалистов, и этот круг как зеркало отражает текущее положение в обществе. А наличие среди обучающихся выпускников ГУУ, МГИМО, РЭА и других говорит о том, что технический вуз может успешно конкурировать с экономическими. Обратят ли на это внимание авторы проекта о лидерских бизнес-школах?
═
Станислав Савин, ректор Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС» (Институт)
═
Когда мне говорят о новых лидерских бизнес-школах мирового уровня, я прежде всего думаю о том, как они впишутся в жесткую систему нашего стандарта. На такую гипердинамичную программу, как МВА, просто нельзя автоматически переложить требования обычного высшего образования. Возьмите, например, такой показатель «количество штатных преподавателей». А именно здесь и кроется главное различие между высшим и постдипломным образованием! Для нас приглашение преподавателей – основной инструмент обеспечения качества программ МВА. И до тех пор, пока эти унифицирующие рамки ограничивают степень свободы выбора, просто невозможно серьезно, а тем более повсеместно повысить качество и эффективность обучения. Жесткое штатное расписание в государственных вузах серьезно сдерживает и усложняет реализацию программ бизнес-образования. Крупным государственным образовательным структурам труднее и в плане выполнения стандартов, и в выстраивании финансовых отношений между вузом и слушателем. Российская аккредитация программ МВА усреднила «всех и вся», снивелировала многообразие подходов, механизма мотивации, усложнила возможности индивидуализации в подготовке менеджеров нового типа.
Если же взять западные стандарты, то они просто более демократичные┘ Так на какие стандарты будет ориентирована новая школа?
═
Михаил Иоффе, ректор Института экономики и финансов «Синергия»
═
На первый взгляд такой проект достаточно привлекателен и амбициозен. Авторы его считают, что уже через несколько лет эти школы смогут «соперничать с ведущими бизнес-школами в мировых рейтингах». При этом делаются ссылки на имеющийся опыт бывшего Советского Союза в создании подобных уникальных образовательных систем, когда был сделан мощный рывок в подготовке физиков на базе созданных двух вузов мирового класса: МИФИ и Физтеха. И утверждается, что при сходных обстоятельствах 40 лет назад были созданы первые бизнес-школы в Великобритании. Ссылка на опыт создания «прорывных» образовательных проектов типа МИФИ и Физтеха не совсем корректна. Речь в тот период шла о подготовке сотен или тысяч квалифицированных физиков, и с этой задачей вполне могли справиться два или чуть более вузов. В бизнес-образовании речь идет о десятках, сотнях тысяч специалистов. И здесь двумя школами, даже «супер», не обойтись (хотя они несомненно нужны, но только открываться они должны уже на базе сложившихся условий и фактического потенциала бурно развивающегося российского бизнес-образования).
Мне кажется, такой проект не может быть решен в отрыве от всей, уже сложившейся в последние десятилетия системы бизнес-образования в России. Государство, кстати, не затратило ни одного «живого» рубля, к примеру, на выпуск менеджеров высшей квалификации с дипломом МВА. В то же время только с 1999 года, когда впервые были утверждены государственные требования и стандарты МВА, общее число выпускников программ МВА составило 10 000–12 000 человек, благодаря чему в систему бизнес-образования было привлечено внебюджетных инвестиций в размере около полумиллиарда долл. США. Если сравнивать с Англией, то там были сформированы две бизнес-школы – в Лондоне и Манчестере с опорой на американскую модель МВА. Правительство Великобритании пошло на такое решение под воздействием и непосредственным участием Ассоциации британских выпускников, получивших бизнес-образование в американских бизнес-школах, поскольку программ МВА в университетах Великобритании просто не существовало.
Созданием двух супершкол проблемы не решить. К тому же, чтобы соперничать с ведущими бизнес-школами в мировых рейтингах, бизнес-школам, создаваемым «с нуля», потребуется не один год, а, может быть, десятилетия. Мои подсчеты показывают, что если затратить 250 млн. долл. США на развитие всего бизнес-образования и прежде всего на создание соответствующих материально-технических условий, резкое увеличение зарплаты преподавателей, разработку программ, которые бы заинтересовали иностранных студентов, то эти критерии были бы успешно выполнены уже в ближайшие годы не двумя, а гораздо большим количеством вузов. Для этого потребуется разработка концепции развития всей системы бизнес-образования, в которой должен быть сделан акцент на мотивацию развития вузами бизнес-программ международного уровня через систему грантов и тендеров. Это при всем том, что вышеперечисленные вузы (и, конечно, другие вузы) уже имеют соответствующую материально-техническую базу, необходимый интеллектуальный потенциал.
Целесообразно, на мой взгляд, поддержать три направления в развитии бизнес-образования. Во-первых, это – подготовка, переподготовка и повышение квалификации преподавательского состава в самых престижных зарубежных вузах и фирмах. Во-вторых, это – закупка и освоение (либо создание собственными силами) новейших образовательных технологий (они уже имеются и функционируют в ряде вузов). В-третьих, более интенсивная маркетинговая стратегия Министерства образования и науки РФ и самих вузов в различных странах (особенно государств СНГ, Балтии, Азии и т.д.) по привлечению на обучение в наши бизнес-школы иностранных студентов (хотя нам нужно обучать прежде всего своих, рынок образовательных бизнес-услуг для которых превышает, к примеру, рынок образовательных услуг бизнес-образования всей Европы).