Министерство образования и науки РФ продумало схему, которая должна помочь избавиться системе образования от вузов, «торгующих» дипломами о высшем образовании. Возможно, через год проверкой деятельности высших школ займутся общественные организации. Сегодня министерство занято отбором претендентов. Как сообщили в Рособрнадзоре, они «присматриваются» к структурам, занимающимся оценкой качества образования, и совсем скоро отберут из них те, которые «заслуживают доверия». Именно они получат поздней государственные сертификаты на проведение «оценочных» работ.
«Мы должны потихоньку отходить от системы жесткого лицензирования и аккредитации», – заявил недавно министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, обсуждая эту тему с экспертами. Новая схема оценки качества образования, по мнению Андрея Фурсенко, должна принять форму «аудита в самом широком смысле слова». Его, по замыслу министерства, будут вести уполномоченные государством общественные организации с участием представителей образовательного сообщества, работодателей, рекрутинговых компаний. Их услуги, считает министр, должны быть платными, а цена на них – высокой, «чтобы вузы платили именно за аудит, а не за бумажку-заключение». Министр убежден, «подавляющее большинство вузов будут готовы платить за такой аудит».
Надо заметить, общественной экспертной оценке работы вузов в Министерстве образования и науки придают особое значение. Положения об этом прописаны в Федеральной программе развития образования. И связано это, как признался сам Андрей Фурсенко, с резким падением качества образования в России.
Ситуация, по данным министра, весьма неприглядная: регионы продолжают слать депеши об отсутствии кадров, в то время как вузы выпустили в жизнь миллионы специалистов. На Дальнем Востоке для освоения шельфа берут иностранцев – наши специалисты не могут делать того, что от них требуется. «Даже в традиционно сильной в России системе подготовки специалистов по IT дела обстоят неблагополучно. Фирма IBS не может набрать себе кадров, хотя айтишников выпускают много», – говорит министр.
Какие агентства могут быть допущены к оценке качества образования вузов? Как пояснил руководитель службы по надзору за образованием Виктор Болотов, только те из них, кто может предложить для общественной аттестации вузов что-то свое. Например, «взять на себя мониторинг на рынке труда выпускников и отслеживать, кто из них как устроился. Либо тех, кто поможет вузам сделать программу развития, позволяющую превратить недостатки вузов в их достоинства. Остальные не нужны!»
Означает ли это, что государственная аккредитация уйдет из сферы образования вовсе? Создание системы общественной оценки образования, отвечает заместитель руководителя Рособрнадзора Елена Геворкян, «ни в коем случае не будет означать ни отказа от государственной аккредитации и аттестации вузов и замены ее на нового монополиста, ни создания параллельной структуры». Это введение означает дополнительную общественную оценку качества, и притом на добровольной основе. Государственная аккредитация вуза остается и будет означать, что предоставляемое им образование соответствует госстандарту, то есть минимальным требованиям, предъявляемым к специалистам по данной специальности. В свою очередь, добровольная общественная аккредитация должна стать для общества, по мнению авторов новшества, своеобразным «знаком качества», гарантией именно высококлассной подготовки специалиста.
Приживется ли такое новшество? Пойдут ли вузы на экспертизу? В конце концов не станет ли добровольный шаг делом принудительным, как у нас иногда бывает. Вспомните хотя бы, как у нас берут благотворительные взносы в школе. Наконец, получит ли потребитель действительную картину качества образования выбираемого им вуза? Как сказал «НГ» профессор Высшей школы экономики Лев Любимов, идея неплоха и даже где-то необходима┘ Но главный вопрос: «Кто войдет в состав таких комиссий?» Сегодня в России, по сути, нет общественных организаций, сформированных профессиональными сообществами, которые могли бы выполнить эту ответственную миссию. Впрочем, никогда не поздно это сделать. Прежде всего, говорит Любимов, надо обратиться к помощи тех, у кого уже есть такой опыт. Например, к зарубежным фондам, которые проводили исследования и мониторинги у нас. Любимов считает, что все свои мероприятия фонды проводили на зарубежные деньги, а за границей привыкли требовать отчета за каждый доллар. Не лишен доверия, считает Любимов, сегодня Национальный фонд подготовки кадров. Потому что он работал с иностранными фондами и знает методику и технологии их работы. Сегодня доверить проверку качества высшего образования, по мнению Любимова, можно только иностранцам. Естественно, можно доверять еще и тем преподавателям, которые прошли обучение за рубежом и признаны мировым профессиональным сообществом. Вуз тогда пойдет на экспертизу, когда будет доверять проверяющим. Общественная экспертиза качества тогда возможна, когда в комиссии отобраны честнейшие люди и высокие профессионалы своего дела. При этом, уверен ученый, не стоит ограничиваться при отборе людей в такие комиссии только столицей...
Как рассказал «НГ» президент Ассоциации инженерного образования России Юрий Похолков, опыт работы общественных организаций в качестве независимых экспертов в России все же есть. Еще более 10 лет назад был создан Независимый аккредитационный центр (АНЦ ИС), через который прошли проверку качества образования 36 образовательных программ и 8 университетов страны. Есть подобные центры общественной аккредитации и у представителей других специальностей: например, по программам МВА, а также у юристов, строителей и других. Но сегодня Министерство образования и науки пытается задать явно более высокую планку.