Премьер-министр посетил рядовую коллегию в министерстве – событие уже не рядовое. Михаил Фрадков пришел, чтобы поговорить с педагогической общественностью, как будет реализован национальный проект в образовании. Ведь именно на него возлагают власти большие надежды. Национальный проект, здесь просто необходимо сделать ремарку, чтобы было понятно, о чем идет речь, это стимулирование инновационных программ образования через финансирование образовательных учреждений на конкурсной основе в виде грантов (более 30 вузов и 6 тыс. школ). Это информатизация образования, предполагающая за 2 года подключить к интернету еще 20 тыс. школ. Это и господдержка инициативной, способной, талантливой молодежи (5 тыс. грантов). Развитие системы профессиональной подготовки в армии, что в перспективе приведет к превращению воинской службы в «эффективный современный институт образовательной и профессиональной подготовки» (100 центров). Наконец, это создание на базе уже действующих вузов и академических центров новых университетов и даже двух бизнес-школ, которые будут обеспечивать «прорывные» технологии обучения. Стимулирование классного руководителя (более 900 тыс. классных руководителей получат дополнительные 1000 рублей). И, конечно же, поощрение на конкурсной основе лучших учителей (10 тыс. учителей по 100 тыс. рублей).
Обсуждения этих предложений и ждал Михаил Фрадков от коллегии. Выступавшие поспешили выговориться. Фрадков слушал внимательно. О некоторых фактах, судя по его репликам, он слышал впервые. Например, академик Евгений Велихов рассказал, как иностранные компании проводят в России свои конкурсы и тренинги для учащихся. Через них прошли уже 50 тысяч отечественных школьников и порядка 10 тысяч учителей. «Я впервые слышу о таком! – отреагировал премьер. – Надо, наверное, сделать то же самое в российских компаниях».
У Любови Кезиной, начальника департамента образования города Москвы, Михаил Фрадков прежде всего осведомился, на одном ли языке говорит ныне Москва и Министерство образования и науки, памятуя, вероятно, о тех трудностях общения, которые возникали при прежних министрах. «На одном, – поспешила успокоить главу кабинета министров начальник столичного образования. – Это министерство нам интересно». На этом комплименты закончились. Дальше уже Любовь Кезина говорила вещи не столь приятные. «Чтобы достичь результатов, система образования должна прежде всего перестать оценивать сама себя», – сообщила столичный начальник образования, имея, очевидно, в виду независимую экспертную оценку качества образования. Но более всего беспокоит госпожу Кезина ситуация с детскими садами. Количество детсадов сократилось во много раз, и не только по причине демографического спада. Сады были переданы в свое время на финансирование муниципалитетам, у них не оказалось денег, и сады закрылись. В одной только Москве из 3600 садов «в живых» осталось 149. При этом ведомственные сады уже перепрофилированы и для системы образования потеряны навсегда. Сохранить бы ведомственные сады, попросила Любовь Кезина. На премьера цифры, представленные Кезиной, произвели сильное впечатление.
«Невозможно построить ту систему детсадов, которая была раньше, – продолжил тему дошкольных детских учреждений губернатор Тюменской области Сергей Собянин. – Мы, например, выделили в работе детских садов образовательный сегмент и начали финансировать его отдельной строкой». (Здесь надо заметить, что по проторенному тюменцами пути, вероятно, пойдут многие регионы). А феномен Тюмени прост: там попробовали «ужаться» в расходах. Например, начали финансировать школы по нормативам. Если количество детей в школе уменьшается, то и финансирование ее пропорционально сокращается. Если же, наоборот, количество детей возрастает, то и финансирование соответственно увеличивается. Все это привело к значительным изменениям в области. Сократилось количество сельских школ (с 430 до 170). На освободившиеся деньги власти провели ремонт ветхих школ. Увеличение финансовых средств в Тюменском бюджете произошло практически на 50%. Выслушав губернатора, Фрадков поинтересовался, сами ли тюменцы инициировали перемены, или предпринятые ими шаги – в рамках министерских реформ. Сергей Собянин скромно отдал должное министерству, все, дескать, по планам высокого начальства.
Недавно избранный председатель Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин рассказал о новом направлении в образовании – образовательных кредитах. Образовательные кредиты, по мнению Александра Шохина, нужны на второй ступени образования. (Эта точка зрения позже была оспорена другими выступающими.) Кроме того, бизнес-сообщество намерено с еще большим энтузиазмом участвовать в работе над стандартами образования. Принятие закона о новых формах организации учебных заведений (имеется в виду создание автономных учреждений. – «НГ») поможет создать оптимальные технологии взаимодействия образования с бизнесом, заявил Шохин. Кроме того, Шохин предложил всем подумать над тем, как обязать зарубежные фирмы, реализующие в России крупные проекты, готовить российские кадры для работы на них. Построил завод по сборке автомобилей – научи здесь, в России, инженеров, техников и рабочих.
Министр транспорта Игорь Левитин продолжил разговор о стандартах. «Нам нужен технарь, – сказал он, – соответствующий международным стандартам». А значит, нужно наши стандарты срочно пересмотреть и привести в соответствие с международными. И если для этого понадобится сокращение гуманитарных дисциплин в вузах, то, по мнению Левитина, на это стоит пойти. Сегодня наши кадры не устраивают зарубежные компании, потому что они недостаточно профессионально подготовлены, в частности и по причине слабой тренажерной базы. Поэтому фирмам и компаниям легче привезти специалиста из-за рубежа.
Другие ораторы говорили больше о недостатках национального проекта в области образовании и призывали к осторожности. Галина Меркулова, лидер профсоюза учителей, просила не увлекаться лидерами (речь идет о грантах для лидеров-учителей), ведь главная задача государства – обеспечить доступное качество образования для каждого. 15, 5% учителей имеют высшую категорию, но их средняя зарплата 2600 рублей. Предложенные властью решения не просматривают кадровые стратегии. «Кроме лидеров есть еще и аутсайдеры. И они тоже учат детей,» – заметила Меркулова.
Идея деления вузов, похоже, не совсем пришлась по вкусу ректору Академии народного хозяйства Владимиру Мао. А ректор Московского университета Виктор Садовничий по-прежнему опасается «удаления университетов от государства». По мнению Садовничего, к изменению статуса учебных заведений надо подходить взвешенно. Кроме того, по мнению ректора, пока не намечен путь, как качественно повышать высшее образование. «Скоро мы будем выписывать сюда инженеров из-за границы. Мы теряем привлекательность образования для СНГ», – с укором произнес ректор Садовничий. «Нельзя называть шаги, предпринимаемые сегодня, прорывом, – закончил свою речь Садовничий. – Это шаг важный, но не прорыв┘»
Прорыв это или не прорыв, спорить Михаил Фрадков с ректором не стал. После ухода премьера взволнованные члены коллегии и гости не спешили расходиться – не каждый день премьер ходит в народ. Теперь остается только ждать, как национальный проект изменит жизнь учителей школ и воспитателей детсадов. И изменит ли?