Министр Фурсенко пытливо вглядывался в лица студентов, ректор Федоров просил зал не писать анонимных записок в президиум...
Фото Александра Василенко
Министр образования и науки Андрей Фурсенко посетил Московский государственный технический университет имени Баумана. Официально – по приглашению студентов. Предложение исходило от политического актива бауманцев, молодежного движения «Россия молодая». Несмотря на это, вопросы, конечно, задавали, как и положено студенческой аудитории, всякие. Детские: пользовались ли шпаргалками, верите ли в приметы, за какую футбольную команду болеете? Риторические: почему по ТВ показывают только убийство, секс и насилие? Злободневные: будет ли полностью платным наше образование. «Не будет!» – в тысячный раз стоически ответил министр, норма в 170 человек на 10 тысяч населения будет соблюдена. Возможно, ему опять не поверили...
Однако министра слушали с редким для молодежи вниманием. Может, причина в «партийной» дисциплине, даже подумала я. Кстати, сегодня явно обозначился рост молодежной политической активности. «Наши», «Евразийский союз молодежи», «Мы», «Оборона», «ДА!» – вот небольшой перечень тех политических организаций молодежи, костяк которых составляют студенты разных вузов. Мобильны и активны студенты были всегда, а сегодня, оказывается, еще и политизированы. Поэтому неудивительно, что на встрече бауманцы не преминули задать министру вопрос о влиянии политических партий и движений на студенческую среду.
«Я не политик, – ответил Андрей Фурсенко студентам, – и не считаю возможным влиять на выбор молодого человека. Не считаю правильным развитие в вузе политических движений, потому что главная деятельность студентов – это все-таки учеба┘» Но министра через несколько вопросов настойчиво вернули к теме политических движений, напомнив ему случай, когда он пришел на собрание молодежного движения «Наши». «Если молодежное движение занимает конструктивную позицию, то министерство готово с ним сотрудничать и воспринимать юных партийцев как партнеров», – не растерялся министр, намекая, очевидно, на то, что на данный момент он общается с молодежной организацией Бауманки и тоже не находит в этом ничего предосудительного. «Призываю вас быть ответственными людьми, – наставительно сказал министр. – Будьте готовы отвечать за любые ваши действия. Раскачать ситуацию всегда легко, успокоить сложнее. Не хочу влиять на ваши политические взгляды, но призываю вас – не позволяйте собой манипулировать никому┘»
От политики незаметно перешли к обсуждению насущного и материального. Вопрос о стипендиях задавали корректно. Министр отвечал на этот раз с осторожностью: «Возьмите на себя ответственность каким-то образом влиять на ситуацию, продумайте вопрос социальной справедливости. Ведь кому-то на кофе с девушкой в ресторане не хватает, а для кого-то – это вопрос жизни и смерти. У вас же есть студенческие комитеты, решите этот вопрос┘» В это время подоспела записка из зала: «А нельзя ли организовать бесплатное питание в студенческой столовой, а то кушать очень хочется?» – «Вот-вот, – мгновенно отреагировал министр, – разве это не повод подойти к распределению стипендиального фонда дифференцированно?» «Какова может быть минимальная социальная стипендия?» Министр, на секунду задумавшись, ответил: «Не менее двух тысяч рублей». Обсуждая свои проблемы, студенты не забыли и о преподавателях. «Когда наши преподаватели смогут получать 1000 долларов?» Министр заявил, что многие баумановские преподаватели уже получают такие деньги. А после введения отраслевой системы оплаты труда и еще некоторых мер по реорганизации высшей школы количество преподавателей, получающих высокую зарплату, значительно возрастет. «Мы должны достичь такой зарплаты уже к 2007 году. Но в вузах должны остаться к этому времени только те преподаватели, кто по-настоящему работает, а не просто держится за свои трудовые книжки», – добавил министр.
Встреча уже подходила к концу, когда к микрофону вышла преподавательница. Упрекнув министра в «благостной картине, которую он нарисовал», наставница молодежи постаралась напомнить всем присутствующим о «суровой действительности». Студентам только и хватает стипендии на то, чтобы заплатить за обед и за электричку. Жизнь заставляет преподавателей работать в десяти местах. Зарплат в 1000 долларов нет. «Откуда вы берете данные?» – строго спросила министра ухоженная женщина в приличном костюме.
Министр даже опешил. «Думаю, что я получаю объективную информацию, и получаю я ее из разных мест, общаясь лично...» – начал было министр и тут же прервал сам себя, поинтересовавшись у преподавателя, а сколько она, если не секрет, получает. «Я не о себе говорила, – разволновалась женщина, – я больше о своих коллегах...» – «А вознаграждение за работу по контракту?» – продолжил спрашивать ее министр. «Я говорю о чистой зарплате, – настаивала женщина, – сколько преподаватель получает за другую работу, это дело преподавателя». – «А как же в таком случае институтские площади, а оборудование? Он же здесь занимается этой работой. Это что же, не считается? Ни в одной стране мира преподаватель не занимается только чтением лекций, преподавателя нет без его научной деятельности», – чуть возвышая голос, заметил ей министр.
Ректор МГТУ имени Баумана Игорь Федоров поспешил разрядить обстановку. Он сообщил, что вузовская наука в Бауманке не стоит на месте и заработала только в этом году 509 млн. рублей, из них 368 рублей – по контракту. И преподаватели, которые зарабатывают 1000 долларов в вузе, разумеется, есть. Но из песни слова преподавателя уже не выкинешь. Министр, памятуя, что перед ним все-таки студенческая аудитория, решил закончить на более оптимистической ноте. «Мне не нравится, что у нас еще сохранилась психология выживания. Вот уважаемый преподаватель сказала, все у нас плохо. Промышленность развалилась, одна нищета кругом. Неправда. У нас не все плохо. Вы же сами не видите очевидного┘ Не видите тех успехов, которые уже есть. Промышленники говорят нам, вы не тех готовите. Надо меняться. Беда в том, что молодые люди порой еще плохо связывают свой личный успех, свое образование, свою карьеру с успехами в экономике страны... Хорошо, что еще здесь, в МГТУ имени Баумана, готовят тех специалистов, которые нужны».