Как заявил недавно министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, в ближайшее время министерство займется реализацией приоритетных национальных проектов в сфере образования, определенных президентом РФ Владимиром Путиным в его выступлении 5 сентября.
Если совсем кратко, то правительство задумало: переход на подушевое финансирование (помимо средств на «коммуналку» учебное заведение будет получать деньги за каждого ученика), переход на региональные модели отраслевой системы оплаты труда (это упорядочит нагрузку учителей, ведь до сих пор учителя получали зарплату, привязанную к часовой нагрузке). Инвестиционную привлекательность образования, считают в министерстве, обеспечит закон об автономных учреждениях (исключающий вариант их приватизации). Продолжится работа над единой оценкой качества образования (единый государственный экзамен) и стандартами образования.
Новая образовательная политика обещает стать в некотором смысле финансово более «точечной», то есть дополнительные средства будут идти в те учебные заведения, которые создают новые образовательные программы и технологии и активно участвуют в исследованиях и разработках. Поэтому и поощрять за успехи будут особо отличившихся. Финансовые премии будут и для лидеров-учителей. В рамках приоритетных национальных проектов учредят ежегодные поощрения по 100 тыс. руб. для 10 тыс. лучших учителей страны. И примерно 6 тыс. школ получат в течение двух лет специальные гранты по 1 млн. руб. на развитие своей материально-технической базы.
Естественно, в связи с этими событиями интересно бы узнать: а по каким критериям будет происходить процедура отбора лучших? Какие учителя и какие школы смогут получить такие гранты? Предварительные наброски критериев озвучил заместитель директора департамента образовательной политики Минобразнауки Игорь Реморенко. Предполагается, что финансирование будет идти с федерального уровня. Федерация по итогам обсуждения сама устанавливает критерии и порядок отбора, а регионы создают комиссии по отбору, в которые обязательно входят представители общественных организаций и профсоюзов, СМИ, родители. Чиновников в комиссиях может быть не более 50%.
Предполагается, что кандидатуру учителя выдвинет педагогический коллектив, рассмотрит заявку школы субъект РФ, утвердит Минобразнауки (Рособразование). Кандидат должен использовать на своих уроках информационные технологии и новые совершенные педагогические методы и приемы. Комиссия изучит школьную практику учителя на предмет прогрессивности его педагогической позиции. Судить об учителе будут по результату его работы в течение последних 3-4 лет, по его мастер-классам. Это позволит участвовать в конкурсе и опытным и молодым педагогам. Ефим Рачевский, директор учебно-образовательного центра «Царицыно», предлагает сделать обязательным пункт о наличии у кандидата классного руководства.Как свидетельствует зарубежная практика, риск выбрать не ту школу всегда остается. Избежать несправедливости помогает открытость процедуры отбора.
Школа, претендующая на особое финансирование, должна как минимум иметь самостоятельно сформированный бюджет, размер которого превышает сумму гранта не менее чем в 2 раза. Важным критерием считается участие в работе школы попечительского совета, управляющего совета. Есть ли своя программа развития (реальная, а не на бумаге). И есть ли нормативно-подушевое финансирование. Дополнительные критерии: наличие условий для внеурочной деятельности учащихся, отсутствие жалоб родителей при поступлении детей в школу и другие.
Кроме избирательного финансирования лидеров-учителей уже в 2006 году учителям обещали дополнительную плату (1000 рублей) за классное руководство. Стоит напомнить, что классных руководителей в стране наберется не меньше 800 тысяч.
Еще одно точечное финансирование будет направлено на создание двух новых научно-образовательных центров и двух бизнес-школ. В 2006–1907 годах министерство планирует выделить на эти цели более 25 млрд. руб. Предполагается, что бизнес-школы, которым будет оказана поддержка, должны достичь высокого уровня, а как минимум – Гарварда.