Количество уроков за весь нормативный период школьного обучения
Отечественная школа резко отстает от зарубежных стран в объеме общего образования. В такое трудно поверить, но это так. В последние годы принято говорить о перегрузке наших детей. И принято считать, что причина – в большом объеме школьного материала. Между тем точные расчеты учебной нагрузки по странам в международном исследовании качества образования TIMSS (1996–1998 гг.) неумолимо показывают, что в России самая низкая школьная учебная нагрузка среди цивилизованных стран.
При этом, как считает академик РАО Эдуард Днепров, в статистических расчетах и здесь допущены неточности. Для сравнения в таблице взяты всего 3 класса (12–15 лет) из всей совокупности лет обучения и приведены в пример самые разгруженные классы в Финляндии и ряде земель ФРГ. Так что таблицу могут дополнить следующие цифры: в начальной школе в России – 20–24 урока в неделю, в Финляндии и ФРГ – 28–32 урока в неделю. В старшей школе: в России – 32–36 уроков в неделю, в Финляндии и ФРГ – 38–42 урока в неделю. Но в Финляндии и ФРГ обязательное обучение в школе – 12 лет, а у нас общая продолжительность обучения – 11 лет, из них обязательное обучение – пока еще 9 лет. При проведении сравнения Минобрнауки умножило количество уроков в неделю на 35 учебных недель в году для всех стран. Это неверно, считает Эдуард Днепров, в Финляндии и Германии в учебном году не 35, а 40 учебных недель.
В России заявлено 34 учебные недели. Реально же, за вычетом праздников, их всего 33. В начальной школе – и того меньше. Есть и еще один важный момент – аудиторная нагрузка. В большинстве европейских стран уроки труда и физкультуры в аудиторную нагрузку не засчитываются (кроме того, в Великобритании не засчитываются уроки рисования, в Германии – музыки и пения и т. д.). У нас по традиции все уроки считаются как аудиторная нагрузка.
Сравнение с образовательными системами стремительно развивающихся стран Средней Азии побудило американцев задуматься над своими проблемами, рассказывает Эдуард Днепров, программа «Америка на пути в ХХI век» (авторы программы Карла О’Делл и др.) учла это и решили: «...На уровне средних школ следует осуществить следующие изменения: ... Учебный год в Соединенных Штатах должен быть удлинен до 240 дней. За 180 учебных дней американский школьник не способен сделать то, что его азиатский сверстник делает за 240... Для этого школы должны перейти от шести к семи урокам в день, от 5-дневной недели к 6-дневной, кроме того, необходимо иначе распределить каникулы внутри учебного года...». И еще: «..Если американцы хотят быть конкурентоспособными в следующие десятилетия, это именно то, что они должны сделать...»
В проекте «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» сегодня опять же пока записано: «┘необходимо снизить недельную нагрузку учебного плана┘» И далее: «Отдельным ориентиром в структуре преобразований должен стать комплекс мер, обеспечивающих заполнение высвобождающегося времени при сокращении учебной нагрузки для учащихся┘»
Справедливости ради надо заметить, что на разного рода совещаниях уже сегодня выступающие говорят, что все-таки настоящей причиной перегрузки учащихся является отнюдь не объем школьного материала. Претензий больше к содержанию и к недостаточной профессиональной компетентности отдельных педагогов. Проблема старения педагогических кадров (особенно, на селе) очевидна. Работают многие учителя в основном по традиционной системе обучения, в школах медленно внедряются здоровьесберегающие технологии, остаются нерешенными проблемы дифференцированного подхода к обучению учащихся, организации образовательного процесса с учетом состояния здоровья школьников. Не изжита практика составления расписания занятий «под учителя», без учета физиологических особенностей школьников.
А ту практику, когда за мерами по разгрузке учащихся стоит сокращение часов по фундаментальным наукам, надо бы прекратить, считают учителя – участники конкурса «Учитель года-2005». «Количество часов на математику в течение последних десяти лет сократилось в старшей школе примерно на 15 процентов», – говорит Анатолий Кугаевский, учитель математики из Тобольска.
Сравнительный анализ реального объема школьного образования
Юго-Восточная Азия(Япония, Китай и др.) |
Западная Европа (Германия, Франция и др.) |
США и Канада |
Россия сегодня |
Россия завтра | |
Число лет обучения |
12 |
12 |
12 |
11 |
11 |
Число лет обязательного обучения |
12 |
12 |
12 |
9 |
9 |
Число учебных недель в год |
44 |
39 |
36 |
34 |
34 |
Число учебных дней в неделю |
6 |
6 |
5 |
5 |
5 |
Число учебных дней в год (*) |
260 |
230 |
178 |
165 |
165 |
Число уроков за весь нормативный период школьного обучения |
14 560 |
12 800 |
11 900 |
10 540 (**) |
8 432(***) |
Из них уроков с обязательным содержанием: |
14 300 |
10 240 |
9 200 |
7 905 (**) |
5 270 (***) |
Число уроков за период обязательного школьного обучения |
14 560 |
12 800 |
11 900 |
8 500 (**) |
6 800 (***) |
Из них уроков с обязательным содержанием |
14 300 |
10 240 |
9 200 |
7 225 (**) |
4 250 (***) |
Примечания:
(*) Число учебных дней в год рассчитано с учетом национальных праздников.
(**) В соответствии с действующим Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования.
(***) Предложение Минобрнауки России о снижении недельной учебной нагрузки базисного учебного плана, изложенное в документе ⌠Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации■.