Еще весной нынешнего года работники образования на V-м съезде своего отраслевого профсоюза направили президенту страны Владимиру Путину обращение, в котором не только потребовали от правительства увеличения своей заработной платы, но и выразили недовольство политикой, проводимой в области образования. Обращение не получило тогда должного резонанса в обществе и в СМИ. И профсоюз учителей решил продолжить собирать подписи учителей, озабоченных своим положением и ходом реформ в стране. Как заявил «НГ» бывший замминистра образования, академик РАО Эдуард Днепров, характеризуя ситуацию сегодня, недовольство учителей продолжает расти и готово вылиться во Всероссийскую акцию протеста уже осенью этого года.
Между тем, как сообщил «НГ» руководитель Российского федерального агентства по образованию Григорий Балыхин, Министерство образования и науки в день регулярно получает до 150 просьб, жалоб и предложений от учителей и населения и пытается своевременно на них реагировать. Так что очередное повышение зарплаты учителям (на 11%) следует ожидать уже в самое ближайшее время. Кроме того, не далее как пару дней назад министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко призвал регионы изыскать варианты привлечения других денег для оплаты учительского труда. Регионы должны подумать над оптимизацией сети сельских школ, над перераспределением имеющихся у них сегодня средств и перераспределением учительской нагрузки. 2006 год, пообещал министр Фурсенко, станет годом перехода на отраслевую систему оплаты труда работников образования и нормативное финансирование школ.
Эти вопросы, как и другие принципиальные вопросы модернизации отечественного образования, станут предметом обсуждения 22 сентября на заседании правительства РФ. Впрочем, на это заседание рассчитывают и оппоненты реформ. По некоторым сведениям, как один из вариантов «спасения» ситуации, оппоненты министра Фурсенко предлагают президенту страны рассмотреть вопрос о разделении Министерства образования и науки на два самостоятельных министерства. Наш источник в ГД РФ, пожелавший остаться неизвестным, сообщил, что даже якобы дана команда на подбор возможных кандидатур на потенциальные кресла министров. Эти слухи ходят и среди рядового состава министерства.
Когда всего лишь полтора года назад решали вопрос о слиянии двух министерств (науки и промышленности с образованием), то о пользе и вреде оного сказано было немало. Однако оценивших слияние двух ведомств положительно было все же в два раза больше, чем давших этому отрицательную оценку. Ссылались тогда в основном на международные стандарты, ведь во многих странах Европы и мира наука «слита» именно с образованием, а не с промышленностью, как это было в то время у нас.
Вице-президент РАН Геннадий Месяц в своих комментариях тогда отмечал, что слияние полезно, ибо «у академии есть оборудование и лаборатории, а у вузов – молодые умы, которые могут работать на науку». Академики надеялись, что слияние сократит бесчисленную армию чиновников. Слияние науки и образования оценили в целом положительно и многие ректоры ведущих вузов, в том числе и Виктор Садовничий (МГУ имени М.В. Ломоносова) и Игорь Федоров (МГТУ имени Баумана). В общем, новый тандем был принят вузовской элитой благосклонно.
Сам же назначенный тогда министром Андрей Фурсенко от новой конфигурации возглавляемого им министерства, помнится, особой эйфории не испытывал. Припоминается даже оброненная им на одном из кратких брифингов фраза: «Мы закрываем разрыв между наукой и образованием, но возникает другая опасность – разрыв между наукой и промышленностью». Потом, правда, министр быстро освоился и уже бодро говорил на всех совещаниях: «Нужна связка – наука, образование и промышленность. Только такой союз способен совершить инновационные прорывы┘»
Что же вдруг вызвало новые слухи о разделении министерства? Точку зрения оппонентов эмоционально выразил Эдуард Днепров, который видел и видит в связке науки и образования всего лишь «монстра, в котором представители науки будут иметь весьма слабое понятие о вузах и никакого представления об общем образовании. И новому министру, чтобы углубиться в проблематику средней школы, понадобится не один год». Министру Андрею Фурсенко хватило и года. И чем больше вникал новый министр в дела средней общеобразовательной школы, тем очевидней вырисовывались для окружающих его расхождения со стилем руководства прежнего состава министерства.
Замена бывшего министра образования РФ Владимира Филиппова на Андрея Фурсенко произошла именно в тот момент, когда негативное восприятие работы его ведомства достигло критической точки. С приходом нового министра накал страстей тогда снизился. Но все эксперименты в образовании фактически продолжились.
Если сегодня учителя действительно доведут ситуацию до точки кипения, то все возможно... в том числе и это странное деление. Вдруг, пообщавшись с учителями, президент страны пойдет на такое решение. Впрочем, и в этой ситуации не побоимся утверждать одно – реформы все равно будут продолжаться.