Учителя московских школ получают больше своих коллег из регионов, но даже эта зарплата не адекватна их большой часовой нагрузке.
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)
По доброй (или не очень) традиции, накануне 1 сентября школьная тема не сходит со страниц СМИ. Как раз к этому времени вызревают мнения многочисленных экспертов и поспевают данные разных исследований, связанных с проблематикой образования. Одно из последних – это мониторинг «Преподаватели на рынке образовательных услуг», представленный Высшей школой экономики (ГУ), осуществляемый по заказу Министерства образования и науки РФ. Данные исследования показались нам любопытными, хотя вопрос о репрезентативности подобных выборок, разумеется, каждый решает для себя сам. Мы же отметим, что исследования проводились в шести регионах: Москва, Красноярский и Краснодарский края, Республика Марий Эл, Ярославская и Пермская области и было опрошено 26,3 тысячи человек.
Прежде всего авторы опросов захотели понять мотивацию деятельности учителей. И оказалось, что более всего преподаватели и учителя ценят (по убывающей): соответствие работы своим способностям, интересную работу, хороший коллектив, хорошие условия труда, возможность получать новые знания и высокую зарплату. Менее важными они назвали: близость работы к дому, престижность работы и свободный график работы. Еще ниже по шкале приоритетов выставили: возможность карьерного роста и работы дома, а также зарубежных поездок.
Совсем иначе выглядит картина в частном секторе. В частный сектор идут работать люди с амбициями. Основной мотивацией, например, для частного воспитателя являются: престижность работы и возможность профессионального роста, менее важными – высокая заработная плата, условия труда.
Зарплату педагога называют разной – «нищенской», ниже достойного уровня, «пособием, а не зарплатой» и так далее. Так как оно на самом деле? Средний заработок учителя на основном месте работы в Москве – 9300 рублей в месяц, около 3900 рублей – в регионах, приблизительно 3700 рублей – в некомплектных и сельских школах. Средняя зарплата преподавателя ПТУ в Москве – около 9700 рублей, в регионах – 3800 рублей. Заработки преподавателей техникумов в Москве – 6800 рублей, в регионах – 4800 рублей. Средняя зарплата преподавателя вуза в Москве – 7500 рублей в месяц, в регионах – около 5000 рублей.
Естественно, что подобной зарплатой удовольствоваться могут не все. Учителя все чаще и чаще ищут возможности дополнительного приработка. По данным опроса, таких педагогов почти треть. В среднем доходы от дополнительной работы у учителей составляют около 2800 рублей в месяц. В Москве – это 6800 рублей, в регионах не более 2200 рублей. И только 10% учителей сельских школ имеют возможность заработать дополнительно. Преподаватели техникумов (35%) имеют за месяц около 9000 рублей сверх зарплаты в Москве и 1300 рублей в других регионах РФ.
В секторе высшего образования картина иная. Уже 72% преподавателей изыскивают так или иначе возможности дополнительного приработка. Чаще всего – это написание книг и статей (23%), работа в других вузах или образовательных учреждениях (36%), частное репетиторство (16%), исследовательская работа (14%). В Москве заработки от дополнительной работы практически равны (а для преподавателей вузов и ссузов – даже выше) заработкам от основной работы, в регионах они составляют от трети до половины дохода от основной работы.
Согласно результатам исследования, репетиторство хотя и является одним из основных видов вторичной занятости преподавателей, в целом по стране в настоящее время им занимаются лишь 21,7% учителей школ, 15,5% преподавателей вузов, 8,9% преподавателей техникумов, 8,4% – ПТУ. При этом более всего репетиторство распространено среди учителей обычных школ, расположенных в престижных районах. По данным Высшей школы экономики, 40% учителей в таких районах занимаются с абитуриентами и школьниками из других школ по школьным предметам, 26,7% – со школьниками из своей школы по школьным предметам.
Стоимость репетиторских услуг, оказываемых учителями школ, находится в пределах 100–150 руб. в час. Самыми дорогими на этом рынке являются услуги преподавателей вузов, стоимость занятий которых со всеми категориями учащихся превышает 200 руб. в час (в Москве в среднем в 2 раза дороже). Самыми высокооплачиваемыми репетиторами в системе ВПО являются преподаватели вузов экономического профиля. Так, стоимость их занятий с абитуриентами составляет 500 руб. в час. Остальные вузы можно довольно четко поделить на две категории – «средней ценовой сегмент» (классический университет, вуз с подготовкой в области современных технологий, технический университет, негосударственный вуз, филиал центрального государственного вуза) и «низкий ценовой сегмент» (педагогический университет, творческий вуз, филиал негосударственного вуза).
Как сами преподаватели оценивают материальное положение своих семей? В регионах как плохое его оценивают: 36% воспитателей детских садов, 40% учителей (в Москве – 16%), 35% преподавателей ПТУ, 31% преподавателей системы среднего профессионального образования, 27% преподавателей вузов. Стоит отметить, что более недовольны своим положением именно учителя средних школ. И более оптимистично смотрят на мир преподаватели вузов.
По данным опросов, в Москве средний совокупный доход семьи учителя на трех человек составляет 24 400 рублей, в регионах – 10 200 рублей; преподавателя ПТУ в Москве – около 16 500 рублей, в регионах – 8800 рублей; преподавателя техникума – 13 000 рублей в Москве и 10 900 – в регионах. Средний совокупный доход семьи преподавателя вуза из 3 человек в Москве составляет 19 400 рублей и 13 300 – в регионах.
Собственно, выводы, которые можно сделать из вышесказанного, вряд ли будут утешительными для власти и населения страны. Более трети учителей считают свое материальное положение плохим. Выправить ситуацию может только существенное увеличение зарплаты. Высокая зарплата относится к доминантным интересам педагогов, времена альтруистических настроений прошли. А репетиторство как способ увеличения заработка педагога и как бремя, которое ляжет на плечи любой российской семьи, будет только набирать темпы.