Цель любого вуза – создать самообучающие учебники по принципу 'все включено'. И тогда учиться можно будет везде: дома и в самолете, на скучных заседаниях и в офисе.
Фото Сергея Кормихина
Сергей Щенников, ректор ЛИНК
═
На пути создания качественного бизнес-образования в России сегодня встает множество препятствий. Главная проблема – устаревшие образовательные модели. Идет не что иное, как прямая трансляция традиционного университетского образования под вывеской бизнес-образования. В то время как современные и передовые образовательные модели с трудом пробиваются на наш рынок. Стандарты, которые приняты несколько лет назад, существенным образом не столько ограничивают наш прорыв в содержании образования, сколько тормозят и отбрасывают нас в прошлый век с точки зрения подхода к самой образовательной модели. Существующая сегодня отечественная образовательная модель построена на знаниевой парадигме. И в этом ее принципиальное отличие нашей системы от компетентностного подхода в бизнес-образовании, который используется во всех ведущих школах бизнеса. Если срочно мы не изменим эту ситуацию, то зайдем в тупик. Профессиональное сообщество, которое могло бы заняться этой проблемой, на деле еще просто не сформировано. И опять же не решена дилемма: «Какой подход: знаниевый и комптентностый?» А потому пока в большинстве своем транслируется, говоря словами профессора Минцберга, «неправильное обучение неправильным вещам неправильных людей».
Впрочем, в борьбе за это новое было бы глупо отрицать весь прошлый опыт и достижения отечественной экономической науки. Его просто нужно умело сочетать с современными реалиями. Наш институт ЛИНК сформировал свою образовательную модель.
Но создание таких интерактивных учебных материалов, как и обеспечение высокого качества всего учебного процесса – непростая задача. За последние 14 лет мы выпустили уже около ста тысяч учебных комплектов – это более миллиона современных учебников. И для наших выпускников – это настольные книги, к которым они обращаются многие годы после окончания обучения.
═
Сергей Скосарев, проректор Высшей коммерческой школы
═
Несовершенство многих наших учебников – это реальность большинства школ, как бы они этого ни скрывали. Иногда русскими авторами почти без изменений дается аналог западного учебника. И он может действительно казаться и наивным, и оторванным от нашей жизни. Мне приходится по долгу службы много читать отечественной и западной учебной литературы, и порой качество отдельных учебников меня просто изумляет. Мало добросовестных авторов. Мало исследователей. Я подхожу к проблеме слишком критически, потому что порой даже в глубоких исследованиях нахожу мало примеров из практики. И очень, конечно, смущает путаница в содержании (особенно грешат этим западные пособия). Почему-то в тему «Управление персоналом» переходят темы из психологии поведения (в программе МВА эти вопросы рассматриваются в курсе «Организационное поведение»), и просто создается впечатление, что автор хочет поделиться буквально всеми знаниями, которыми располагает. Поэтому-то и нужны стандарты, которые смогли бы четко расставить, какими компетенциями должны обладать выпускники МВА. Стандарт, который существует сегодня, все-таки грешит засилием академических часов. Нужны более гибкие стандарты. И, конечно же, нужен строгий контроль. К сожалению, иначе получается так – жесткость наших стандартов компенсируется необязательностью их исполнения. По своей школе я могу судить, что год от года улучшается качество комплексных аттестационных работ наших слушателей, мы еще называем эти работы «исследовательскими проектами». Это, конечно, положительная тенденция. Так уж повелось, что наш слушатель не может оторваться от своей работы, поэтому основная форма МВА-образования почти во всех бизнес-школах – это вечерняя форма. Занятый слушатель – еще, к сожалению, и мало читающий. А значит, наша задача усложняется. И дайджест с выжимками из современной бизнес-литературы мы обязаны всем предоставить. Вообще бизнес-школа России – это поиск и компромисс. Например, очень часто теоретическую часть занятий наши преподаватели подтверждают примерами наших же слушателей. И такая работа идет даже продуктивней, чем кейсы.
Высшая коммерческая школа, безусловно, готовится к новому набору и новому учебному году. Могу пояснить на примере близкого мне предмета – «Управление персоналом». Теперь это будет курс-практикум, сочетающий обязательные теоретические положения управления человеческими ресурсами с рассмотрением и работой над конкретными деловыми ситуациями. Нам удалось привлечь к преподаванию опытных практиков, причем часть из них – наши выпускники. Думаю, что появятся как новые раздаточные материалы, так и новые пособия.
═
Михаил Иоффе, ректор «Синергии»
═
Как и в ситуации со специализациями, учебников много, но мало тех, где была бы отражена вся тема. Хорошо, когда у слушателя есть выбор по учебным пособиям. К сожалению, у него часто не остается времени, чтобы даже осознать, насколько этот выбор велик. Максимально сэкономить время слушателя способны только самообучающие пособия. Когда приходит наш слушатель, мы сразу даем ему комплект из 15 учебников, в которых «все включено». Такие комплекты (мы сегодня как раз ими заняты) позволяют слушателю учиться везде – в поезде и самолете, всего лишь открыв свой ноутбук. Это необходимо еще и потому, что наши МВА-программы максимально насыщены материалом (1000 часов).
═
Элеонора Вергилес, директор института магистерской подготовки МЭСИ
═
На западе менеджмент как наука развивается уже давно, и наработок в этой области в США и Европе гораздо больше, чем в нашей стране. В связи с этим российские бизнесмены, изучив мировой опыт в решении различных управленческих проблем по западным учебникам, получают возможность во многих типовых ситуациях не повторять ошибок их иностранных коллег. С другой стороны, кейсы, рассматриваемые в западных учебниках, основаны на принципах деятельности, применение которых возможно при стабильной экономике, а российскую экономику пока сложно в полной мере назвать стабильной. Говоря об учебниках, не стоит забывать, что на Запад, а также в Китай и Индию (активно развивающих свою экономику) ушло много российских разработок по маркетингу и менеджменту. Многие российские авторы имели и имеют мировую известность, и пока нам рано полностью уступать в этом вопросе западным школам. Написание хороших учебников – процесс сложный и, как и всегда, упирается в финансы. Недавно ректор МЭСИ академик Тихомиров В.П. объявил о конкурсе на написание учебников. Победитель получит возможность приобрести комплект современной компьютерной техники и возможность работы по необходимости в зарубежных лабораториях.
На этапе становления системы бизнес-образования официальный образовательный стандарт все же необходим. В России существует несколько десятков бизнес-школ, и при отсутствии стандартов каждая школа выпустит мастера делового администрирования с учетом своего понимания данной квалификации и с уклоном в присущую именно ей или ее материнскому вузу специфику. Уровень подготовки у выпускников различных бизнес-школ будет сильно отличаться, и, следовательно, работодателям будет сложно сравнивать претендентов на одну и ту же должность с дипломами МВА разных бизнес-школ. С учетом вступления России в Болонский процесс, нужен еще более тщательный анализ того, что дают и в каком виде дают лучшие бизнес-школы мира. Не исключено, что за этим может последовать пересмотр федеральных стандартов. Базовая программа должна быть подведена под западноевропейские стандарты, а уже курсы по специализации, возможно, лучше оставить школам по выбору. Не исключено, что, корректируя свои программы под запросы Болоньи, мы пересмотрим и соотношение часов под базовые дисциплины и специальные курсы.