Что мешает успешно развиваться бизнесу в России, решили выяснить в Академии народного хозяйства при правительстве РФ. Исследования провели академик РАН, д.э.н. Татьяна Заславская и академик РАСХН Эльмира Крылатых.
В опросе приняли участие 1016 слушателей Академии народного хозяйства, которых известные ученые отнесли к новой генерации российских предпринимателей и менеджеров. Исследовались степень их адаптации к условиям бизнеса, препятствия, которые мешают развитию бизнеса, уровень использования профессионального потенциала, оценки институциональных изменений, отношений между бизнесом и властью в России. Ученые определили роль бизнес-образования для их деловой карьеры. Слушатели программ МВА в АНХ – это представители новой генерации предпринимателей и менеджеров, которые уже заняли важное место в управленческих структурах средних и малых предприятий. Численность молодого поколения превышает численность представителей старшего поколения, и это ученые считают хорошей предпосылкой для развития человеческого капитала в управлении бизнесом в ближайшие 10 лет. Гендерные характеристики таковы: мужчины – 70%, женщины – 30%. Средняя продолжительность работы в бизнесе – 9 лет. В среднем бизнесе из опрошенных заняты 49%, в крупном и транснациональном бизнесе – 30%, 18% – в малом бизнесе (3% респондентов не ответили на этот вопрос). Каждый четвертый (26%) – собственник или совладелец предприятия, остальные (74%) – наемные работники. Должностной статус: генеральные директора и директора фирм – 25%, руководители филиалов, зам. директора – 19%, руководители подразделений – 26%, топ-менеджеры, специалисты, менеджеры – 30%. Исследователи утверждают, что данная структура еще раз подтверждает их гипотезу о принадлежности изучаемой социальной страты к верхнему слою среднего бизнес-класса России.
Наиболее значимы, по мнению ученых, для позитивного развития бизнеса в России те группы управленцев, которые являются профессионалами высокого уровня (26%), хорошо адаптированы к условиям бизнеса (19%), соблюдают законы (28%), относительно оптимистичны (20%). Таковым является каждый четвертый участник опроса. Эту группу исследователи назвали прогрессивной. Совокупность характеристик, прямо противоположных названным, сформировала проблемную группу, к которой, по результатам опроса, был отнесен каждый третий респондент. За этим стоят такие негативные социальные явления, как недостаточный профессиональный уровень значительной части предпринимателей и менеджеров. Не менее опасным ученые считают и далеко не полное использование профессионального потенциала теми, кто им обладает. Негативные оценки слушателями многих направлений экономической политики являются следствием низкого качества институциональных реформ и ухудшения «правил игры» в бизнесе.
В ходе исследования был поставлен вопрос: «Какие препятствия стоят на пути более эффективного развития Вашей фирмы?» Предусмотренные варианты ответов ученые разделили на две группы: внутрифирменные препятствия и общеэкономические барьеры. Среди общеэкономических барьеров «высокие риски реализации крупных проектов» (32% респондентов); «несоответствие законодательной базы реальным правилам игры» (30%). С этим связано «вынужденное перемещение части операций в тень» (24%). Такая же доля опрошенных отметила «коррумпированность чиновников» и «чрезмерное налоговое бремя» (28%).
Из внутрифирменных препятствий каждый третий респондент отметил: «отсутствие четкой стратегии развития фирмы», «недостаток собственных финансовых ресурсов», «недостаточная квалификация кадров», «неудовлетворительный менеджмент внутри фирмы». Вместе с тем, судя по структуре ответов, только каждый восьмой (12%) считает, что развитию фирмы мешает «недостаточная конкурентоспособность ее продукции». Первые три барьера в данной таблице относятся к числу внутрифирменных препятствий. Они острее воспринимаются «начинающими». Этот феномен можно объяснить тем, что менеджеры весьма критично относятся к руководству фирмы, если оно не разработало стратегию ее развития, не наладило менеджмент или занимается теневым бизнесом. Вместе с тем «профессионалы» часто полагают, что их богатый практический опыт, деловые связи, интуиция могут компенсировать недостатки менеджмента и стратегии. В то же время «профессионалы», среди которых преобладают собственники фирм, топ-менеджеры, сильнее ощущают препятствия институционального, финансового и кадрового характера.
Для повышения уровня профессионализма и адаптационных способностей предпринимателей и менеджеров необходимо качественное бизнес-образование в стране. Проведенное исследование, уверены ученые, позволит по-новому взглянуть на потребности в обучении представителей разных социально-профессиональных групп.