Различия в культурах всегда оказывали существенное влияние на бизнес. Это влияние усиливается сегодня в результате глобализации. Ведь представители разных народов и цивилизаций вынуждены тесно сосуществовать на рабочем месте. Поэтому на Западе появилась даже особая сфера науки о бизнес-управлении – мультикультурный, или этнический, менеджмент. Предмет анализирует традиции и стереотипы, которыми оперируют представители разных народов, волей судьбы работающие совместно.
Begin-group открыл для нашей аудитории авторов книг о межкультурном менеджменте Сару Ланье (Sarah Lanier) и Эдварда Холла (Edward T. Hall). Сара Ланье, автор книги «От Непонятного до Знакомого», высказала гипотезу, согласно которой все культуры мира можно условно разделить на культуры «горячего» и «холодного климата». «Горячий климат» (он же «племенной») подразумевает, что отношения между людьми базируются на их личных связях, «холодный» (он же «урбанизированный») – отношения строятся на совместном решении задач и достижении общих целей. Первая система отношений построена на приоритетах группы, а вторая – на приоритетах отдельной личности.
Эти культуры зачастую противоречат друг другу, что особенно проявляется в процессе совместной работы. Например, начальник, представляющий «горячую» культуру, предпочтет не увольнять бесполезного сотрудника, если тот хорошо вписывается в коллектив. Напротив, босс, действующий по принципам «холодной» культуры, предпочтет держать на работе эффективно работающего сотрудника даже в том случае, если тот перессорился со всеми коллегами. Для «горячего климата» важнее всего гостеприимство. То есть уровень приема, который оказывается визитеру, важнее цели самого визита. Для «холодного климата» время – это деньги. Атрибуты уважения и почета имеют меньшее значение, чем эффективное планирование и результаты совместной деятельности.
Другую градацию предложил Эдвард Холл (Edward T. Hall), автор книги «За пределами культуры» (Beyond Culture). Он делит культуры на два типа – «высококонтекстные» и «низкоконтекстные» – на основе того, насколько укоренены в тех или иных обществах традиции поведения. В первом типе культур традиции возникли давно – столетия и даже тысячелетия назад, – видоизменить или отменить их невозможно. Люди, принадлежащие к этой культуре, привыкли действовать формализованно, они уделяют огромное значение этикету и т. д. Второй тип культур сформировался в молодых государствах, их население более разнообразно, традиций здесь мало, они, как правило, не имеют большого значения. На этих различиях основаны и различия в ведении бизнеса.