Развитие рынка бизнес-образования в мире характеризуется сегодня противоречивыми тенденциями. С одной стороны, все новые и новые учебные заведения проявляют заинтересованность в реализации программ МВА. Качество предоставляемых ими образовательных услуг далеко не всегда сопоставимо с признанными лидерами рынка, и, например, в США уже всерьез обсуждается проблема девальвации диплома выпускников бизнес-школ. Аналогичные процессы идут и в России. С другой стороны, потребность в профессиональных менеджерах, способных разрабатывать и реализовывать стратегии развития своих компаний, эффективно управлять финансовыми потоками, владеющих современными информационными и кадровыми технологиями, нисколько не уменьшается. Скорее наоборот, в условиях пусть недостаточно динамичного, но вполне осязаемого роста российской экономики спрос на квалифицированных управленцев будет только расти.
На этом фоне можно ожидать экспансии крупнейших западных бизнес-школ на российский рынок образовательных услуг с качественными, аккредитованными авторитетными международными ассоциациями, программами МВА. Некоторые из них уже сегодня активно занимаются рекрутингом менеджеров крупнейших российских компаний на зарубежные программы, и недалек тот день, когда они начнут активную образовательную деятельность непосредственно в России. В этом смысле развитие конкуренции на рынке бизнес-образования мало чем отличается от развития конкуренции на товарных рынках и рынке капитала, где присутствие западных компаний все заметнее, а конкуренция становится все более острой.
Как же такой сценарий отразится на российских образовательных учреждениях, реализующих программы МВА? Что они смогут противопоставить грядущей экспансии западной элиты бизнес-образования? Для ответа на этот вопрос следует вспомнить о традиционных конкурентных преимуществах отечественных образовательных программ, в числе которых, как правило, отмечаются низкая цена обучения, языковой барьер для получения образования за рубежом и всесторонний учет российской специфики.
Полагаю, что и низкие цены, и языковый барьер являются недолговечными и во многом иллюзорными преимуществами. Логика образовательных программ «числом – побольше, ценой – поменьше, качеством – какие получатся» безвозвратно уходит в прошлое. Мы все чаще убеждаемся в том, что требовательного потребителя образовательных услуг начинает «отпугивать» не высокая, а низкая цена. И это логично, поскольку он думает, что за низкую цену сможет получить только некачественное образование. Тоже относится и к уровню языковой подготовки выпускников российских вузов, который быстро повышается, и через три–пять лет данный фактор перестанет оказывать серьезное влияние на принятие решения о выборе страны обучения по программе МВА.
Что же касается особенностей ведения бизнеса в России, то этот фактор является весьма существенным и скорее всего будет оставаться таковым и в среднесрочной перспективе, поскольку западные бизнес-школы просто не смогут полностью адаптировать свои программы к нашим реалиям без тесного взаимодействия с российскими партнерами.
Поэтому стратегия позиционирования отечественных образовательных учреждений на рынке программ МВА связана, на мой взгляд, с созданием совместных специализированных программ с ведущими иностранными бизнес-школами, являющимися членами таких крупнейших международных ассоциаций, как AACSB (The Association to Advance Collegiate Schools of Business) или EQUIS/EFMD (European Quality Improvement System/ European Foundation for Management Development). Очевидно, что такие зарубежные бизнес-школы будут работать только с теми российскими партнерами, которые имеют необходимый потенциал для реализации программ МВА.
Так как российский потребитель рассматриваемых программ менее платежеспособен, чем американский или западноевропейский, целесообразно использовать резерв снижения стоимости обучения, связанный с развитием дистанционного обучения. Это потребует внесения некоторых изменений в Государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA)», утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ. Представляется также полезным предусмотреть упрощенный порядок лицензирования тех программ МВА, которые планируется осуществлять ведущими российскими вузами или бизнес-школами совместно с иностранными партнерами, имеющими международную аккредитацию.
Российская академия государственной службы при президенте РФ только присматривалась к рынку программ МВА. Однако сейчас у нас уже созрело убеждение в том, что и наша академия должна стать его полноправным участником. Без улучшения взаимопонимания и согласования долгосрочных интересов государства и цивилизованного, социально ответственного бизнеса будет сложно обеспечить создание в России современной конкурентоспособной экономики, интегрированной в мировой рынок не столько в качестве экспортера сырья и продуктов его первичной переработки, сколько в качестве законодателя мод в сфере высоких технологий. Подготовка менеджеров с государственным менталитетом является актуальной задачей и естественной рыночной нишей РАГС, которая в самое ближайшее время будет «закрыта» специализированными программами МВА, разработанными совместно с нашими традиционными западными партнерами.