0
763
Газета Образование Интернет-версия

20.07.2005 00:00:00

Ходоки у Фурсенко

Тэги: фурсенко, прием


Просители в общественной приемной высокопоставленных чиновников – сюжет хрестоматийный и в эпоху интернета вроде бы должен отмереть. Но нет. Пишут граждане свои челобитные по-прежнему на бумаге и ждут личной встречи. В федеральные ведомства писем приходит порой по нескольку сотен в день. Некоторым челобитчикам выпадает редкая удача – общение с высоким начальством. Хоть на циничный взгляд журналиста, это все пиаровские ходы чиновничьей свиты, здоровое любопытство иногда берет верх: а действительно, кто они – современные ходоки?

На днях в Белом доме министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко принимал простых граждан. Так чего же хотят люди из народа от власти? Хотят разного: чтобы министр рассмотрел предложения и оказал содействие в реализации инновационного проекта установки для терапии онкологических заболеваний протонным пучком и помог со средствами на проведение глобального мониторинга по развитию системы социальных детских садов. Кто-то просит министра принять во внимание его собственную методику составления независимых рейтингов российских вузов. Иностранные граждане желают аккредитации для своих агентств по усыновлению российских детей, оставленных родителями в детских домах. Есть просители и со своим личным и наболевшим.

Молодая мама из Балашихи просит министра найти для ее малыша детский сад поближе к дому. Для кого-то это не тот вопрос, которым можно отвлекать внимание министра, для матери – проблема вселенского масштаба. Другая мама просит перевести ее сына-инвалида из МАИ в Индустриальный институт, он тоже находится ближе к дому. Правда, при ближайшем рассмотрении вопроса оказывается, что дело тут вовсе не в отдаленности МАИ. У юноши не сложились отношения с преподавательницей. (Ситуация, кстати, самая типичная и требующая от родителей колоссальной выдержки, в ситуации бывали, знаем.) Вот и здесь... Мама, которая при беседе с журналистами совсем даже не миндальничает, давая характеристику участникам той стороны конфликта, в кабинете министра быстро берет себя в руки. Ни одного слова о своей «мучительнице», о сути дела говорит предельно сухо и корректно. Министр обещает ей, что при любых обстоятельствах ее сын закончит вуз.

Корреспондент «НГ», которому удалось попасть на сам прием, замечает, что большинство просьб посетителей министр все-таки не удовлетворил, но вот загадка – все выходят из кабинета абсолютно счастливыми. Вот такое оно – скромное обаяние власти... И интервью журналистам ходоки тоже дают очень эмоционально. Пожилой изобретатель кланяется в ноги помощнику министра. «Он помог мне, – возбужденно говорит посетитель, – и ждать пришлось совсем недолго. Я только 14 мая написал министру письмо и сегодня уже здесь!» «Неужели никому не отказывает, – недоумевают коллеги-журналисты, не знающие ситуации, – ведь если это так, то завтра помощники министра захлебнутся в потоке просителей».

Ректор Московского международного института экономики, информатики, финансов и права Юрий Рубин принес предложение о развитии системы гарантий качества образования и механизмов государственной аккредитации. Его коллектив вот уже долгое время работает над подходами к оценке качества образования, которые позволили бы эффективным вузам развиваться, а неэффективным просто выживать. «Система формирования критериев независимой оценки качества нашего высшего образования крайне нужна, – соглашается с посетителем Андрей Фурсенко, – но одна опасность здесь остается: мы боимся манипулирования рейтингами. Как этого избежать? Любой рейтинг сегодня может стать инструментом борьбы между конкурирующими вузами». Даже результаты ЕГЭ, отмечает Фурсенко, ставшие достоянием общественности, не всех настроили на позитивный лад. Не все главы регионов восприняли сложившуюся ситуацию адекватно. Фурсенко предлагает ректору Рубину с его командой принять участие в круглом столе, который пройдет в сентябре. Представители примерно 10 команд, имеющие уже солидный опыт в составлении рейтингов и заинтересованные в создании независимых рейтингов в стране, попытаются все вместе прийти к какому-то решению.

Предложения по сохранению системы детских дошкольных учебных заведений, с которыми пришла другая просительница, в прошлом активная чиновница из приближенных бывшего министра Владимира Филиппова, включают в себя программу-максимум и программу-минимум. Чиновница предлагает федеральному Центру проводить по ее методике широкий мониторинг регионов, позволяющий понять, каковы потребности населения регионов в детских садах, какова средняя заработная плата в регионах и во сколько обходится там в детских садах содержание детей. Мониторинг она предлагает проводить регулярно, отслеживая динамику процесса. Министр напомнил просительнице, что после передачи финансирования системы дошкольного воспитания на муниципальный уровень, мера ответственности за все, что происходит там с детскими садами, легла на плечи муниципальной власти. С нее и спрос. Раньше никто не отвечал. Теперь власть знает, с кого ей спросить. Впрочем, министр обещает посмотреть итоги мониторинга, который уже идет в одной из областей. Может, его результаты окажутся полезными для местной власти, и тогда... Чиновница улыбается и благодарит. Так же как, впрочем, и мама, которой министр не смог предложить детсад в пяти минутах от ее дома. Очень сложная ситуация с детскими садами в Балашихе. Во время разговора с посетительницей министр вдруг предается ностальгии и вспоминает, что его когда-то тоже возили родители в детский сад, который находился в противоположном конце города. Только вот проезд тогда не стоил 20 руб. в один конец и зарплата не была в 1300 руб.

Отказался министр и выдать лицензии зарубежным агентствам по усыновлению детей в России, мораторий на приостановку выдачи лицензий будет действовать еще до сентября. Сегодня в банке данных 178 тысяч детей, от которых отказались их собственные родители. Политика государства направлена на то, чтобы как можно больше усыновляли детей российские семьи. Для удобства граждан и упрощения самой процедуры усыновления планируется даже в будущем создать так называемую систему одного окна. Сегодня в России помимо усыновления есть еще опека и приемные семьи (это когда труд приемных родителей оплачивается государством). Для иностранцев существует только одна форма – усыновление. «Странно, – говорит министр Фурсенко, – что сегодня опека в России считается выгодней, чем усыновление. Этого не должно быть... Очевидно, нужно сделать так, чтобы органы опеки сами были заинтересованы больше в усыновлении детей».

Иностранные просители задержались в кабинете министра дольше обычного. Сам министр объяснил задержку сложностью ситуации. «До того времени, пока не будет решен вопрос аккредитации международных агентств по усыновлению детей в России, мы не будем рассматривать заявления от международных организаций. Совершенно ясно, что нужно ужесточение требований к выдаче лицензий агентствам. Мы разрешим усыновление только аккредитованным организациям. При этом будем требовать, чтобы с каждым потенциальным родителем было проведено тестирование по психологической готовности его к усыновлению ребенка. Считаем важным для себя организацию тренингов для усыновителей», – сказал Андрей Фурсенко по завершении беседы с иностранцами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Виктория Панфилова

В Астане военные самолеты будут обеспечивать безопасность российского президента

0
952
Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Дмитрий Тараторин

Президент Белоруссии провел в Исламабаде переговоры и дал дружеские советы

0
909
В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

0
610
ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

0
496

Другие новости