Министр Андрей Фурсенко пришел к депутатам за пониманием и рукой помощи. Руку пока протянули не все депутаты.
Фото Артема Житенева (Нг-фото)
На прошлой неделе министр образования и науки РФ ходил в Думу к депутатам, где в рамках «Правительственного часа» изложил позицию министерства по приоритетным направлениям политики в области образования. Под векторами политики подразумеваются формирование системы непрерывного профессионального образования, повышение его качества, повышение его инвестиционной привлекательности, обеспечение доступности качественного образования, переход на принципы подушевого финансирования и формирование эффективного рынка образовательных услуг. Министр напомнил депутатам, что 25 мая правительством уже были утверждены меры по реализации этих приоритетов. И напомнил, что ресурсное обеспечение возросло, но оно не будет эффективным, если не менять организационные механизмы в системе образования. Поэтому в школах должны быть управляющие, попечительские и наблюдательные советы. А к оценке качества профессионального образования должны быть допущены работодатели. Совсем скоро появятся новые образовательные стандарты, и в них министерство (чуть ли не впервые) сделает попытку зафиксировать условия осуществления образовательной деятельности (то есть финансовую сторону вопроса). Это позволило бы выровнять ситуацию с материальным положением школ в регионах.
И, наконец, министр пришел к парламентариям, чтобы обсудить с ними нормативно-правовое обеспечение образования, в котором сегодня имеются значительные провалы. Предложения к законодателям в связи с этим у министра были – срочно заняться законопроектом о предоставлении льгот на получение профессионального образования лицам, отслужившим в Вооруженных силах по контракту не менее трех лет и законопроектом об образовательных субсидиях. На очереди законопроект о введении Единого государственного экзамена и о создании системы государственного контроля и надзора в сфере образования, об уровнях высшего профобразования, об интеграции науки и образования, о регламентации дополнительного профессионального образования и о расширении прав работодателей. Но оказалось, что, депутатский корпус не готов к работе над этими законопроектами. Точнее сказать, депутатский корпус не имеет единой позиции по насущным вопросам образовательной политики, он полярен в оценках ситуации.
Вот, например, как прокомментировал слушания специально для «НГ» уже после завершения заседания Иван Мельников (фракция КПРФ), член комитета Госдумы по образованию и науке, профессор МГУ: «Для меня, как для члена комитета по образованию и науке, очень важно точно понимать настроения образовательного сообщества. Я считаю, что предложенная новая реформа образования несет огромный разрушительный импульс. Общаясь с ректорами, преподавателями и студентами вузов, учителями и работниками среднего профессионального образования, с другими представителями системы образования, я вижу, что наши мнения совпадают. На этих слушаниях это так же подтвердилось. Какие проблемы больше всего волнуют образовательное сообщество?
Вот некоторые из них. Это изменение организационно-правовых форм государственных учреждений – на ГАНО (государственные автономные некоммерческие организации). В связи с этим есть две опасности. Первая: как только образовательное заведение теряет статус «учреждения» – из-под него автоматически выводится вся законодательная база даже тех скромных достижений, которые после лета прошлого года еще чудом сохранились. Вторая: приватизация образовательных учреждений. Фактически об этом идет речь в правительственном документе о приоритетах. Возражения о том, что в законе «Об образовании» сохранена статья 39 пункт 13 о запрете приватизации, – не работают, так как этот закон касается только образовательных учреждений, но он не касается ГАНО.
Это и принудительная, без согласования с региональными властями и коллективами передача на бюджеты регионов – вместо федерального финансирования – профессиональных учебных заведений. Это и отмена налоговых льгот. Это и принудительное введение ЕГЭ без подведения итогов эксперимента независимой комиссией. Принудительное введение двухуровневой системы высшего образования (бакалавр–магистр) и ликвидация института дипломированных специалистов под предлогом присоединения к Болонскому процессу. Работники вузов ставят вопрос о том, как избежать этого. Волнует и проблема конкурсного отбора студентов при переходе от бакалавриата к магистратуре. Как и прежде, волнует проблема повышения социального статуса и материального положения работников и обучающихся как главного приоритетного направления развития образовательной системы. Обещанное в Послании президента повышение зарплаты в 1,5 раза за три года мало успокаивает людей. Таких обещаний было много, в том числе в концепции, одобренной Госсоветом в 2001 году, да и повышение в 1,5 раза за три года – недостаточное.
В результате главная проблема образования формулируется сегодня так: как действовать, чтобы авторы намеченной правительством реформы услышали наш голос, голос научно-образовательной общественности? И как действовать, если нас в который раз не услышат...»
Иного мнения, однако, придерживается Николай Булаев (фракция «Единая Россия»), председатель того же комитета по образованию и науке ГД РФ. Первые его возражения касаются двухступенчатой системы высшего образования. По словам Булаева, бакалавриат уже существует в России с 1992 года. А в течение последних нескольких месяцев тема бакалавриата и магистратуры была достаточно широко обсуждена в обществе, в том числе и педагогической общественностью. В ходе этих дискуссий все пришли к пониманию того, что должен быть и бакалавриат и магистратура и специалитет. Есть свое мнение у Булаева и по поводу законопроектов, касающихся автономных учреждений и ГАНО. Он утверждает, что пока таких законопроектов в Думе нет. Обсуждать «виртуальное» нет смысла. А если законопроекты о ГАНО и АУ поступят в таком виде, в котором его обсуждают некоторые депутаты сейчас, то они «будут видоизменяться уже при подготовке ко второму чтению». По поводу сокращающихся цифр приема на бюджетные отделения вузов Булаев напомнил, что сегодня в законе об образовании и законе о высшем послевузовском есть цифры: 170 студентов-бюджетников на 10 тысяч населения. Реально же обучаются более 200. И бюджеты на каждый год увеличивают расходы на финансирование высшего образования.
Однако, несмотря на полярность во взглядах, оппонирующие стороны сошлись в одном: общественные слушания в парламенте удались. Каждая сторона выяснила позицию другого. Депутаты пришли к мнению, что необходима тщательная экспертиза законопроектов в образовании. Со своей стороны, министерство тоже сделало выводы... И предложило депутатам для их собственных впечатлений и ощущений в качестве наблюдателей присутствовать при сдаче экзаменов (как по форме ЕГЭ, так и традиционных) в российские вузы.