Почти две трети проверенных вузов принимают студентов больше, чем могут вместить их аудитории.
Фото Сергея Кормихина
В Министерстве образования и науки прошла коллегия, обсудившая итоги инспекционной деятельности в сфере образования. И итоги эти, отметили выступающие в стенах министерства, неутешительны. Как сообщил один из основных докладчиков – заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования Павел Кондрашов – за 2004–2005 год было проведено 35 комплексных проверок в 7 субъектах РФ. Проверялись самые разные образовательные учреждения, но проблемы в них оказались во многом схожими.
Напомним, что с начала этого года на финансирование регионов переданы учреждения системы начального и среднего профобразования. Сегодня случается, что региональные или муниципальные органы ликвидируют (или реорганизовывают) свои образовательные учреждения без экспертизы и без учета того факта, а что будет далее с детьми, каковы социальные последствия предпринимаемых ими шагов. Не изменилась существенным образом ситуация с выявлением детей, не посещающих школу и не получивших обязательное школьное образование. Часты случаи несоблюдения порядка лицензирования, аккредитации и аттестации в учебных учреждениях. В школах нередко нарушаются правила приема, обучения и отчисления детей. Системный надзор за соблюдением законодательства не ведется, квалифицированных кадров в этой области не хватает. Работа с жалобами граждан ведется зачастую формально.
Еще один заместитель главы Федеральной службы по надзору за образованием Елена Геворкян рассказала о комплексных проверках деятельности 1100 образовательных учреждений и филиалов в регионах. Проверки были внеочередными и инициированы администрацией самих же регионов. Например, проверке подверглись 125 вузов и филиалов в Ставропольском крае, Самарской и Тюменской областях. Только 27 из них полностью отвечают лицензионным требованиям и обеспечивают должное качество образования, а в 43 имеются значительные нарушения. Ликвидировано, однако (читай закрыто), 1 образовательное учреждение и в 83 направлены предписания о низком качестве предоставляемых услуг с требованиями о ликвидации нарушений.
Кроме того, вузам теперь предложили отвечать не только за себя, но и за деятельность филиалов в своих регионах. Как показали проверки, большинство вузов вспоминает об установочных документах, только когда на пороге возникает инспекция. Особую озабоченность Рособрнадзора (кто-то на коллегии счел эту аббревиатуру до забавности похожей на Рыбнадзор) вызывает деятельность как раз филиалов и экстернат в вузах. Многие вузы не спешат подавать на аккредитацию свои новые специальности и не информируют вовремя об этом своих потребителей. Еще, как пояснил глава Федеральной службы по надзору за образованием Виктор Болотов, ситуация по регионам «не гомогенная». Есть школы, «которые не вылезают из проверок», а есть и те, где проверяющие не были чуть ли не в течение 20 лет. Кто-то из присутствующих региональных руководителей тут же подал голос, что проверками «замучили», проверяют много и проверяют самые разные структуры, но лучше было бы, если б инспектировали профессионалы и проверяли не только наличие стульев и компьютеров. Кроме того, продолжил Виктор Болотов, о инспекциях и надзоре образовательных учреждений до сих пор не прописано четко в российском законодательстве. В то же время бессмысленно создавать в регионах специальные структуры, где сидели бы уполномоченные инспекторы от Центра (на коллегии прозвучало еще и такое предложение), потому что слишком высока цена вопроса.
А после докладчики (в основном Павел Кондрашов) подверглись пристрастному «допросу» министра Андрея Фурсенко и его первого зама Андрея Свинаренко. Министр посчитал, что служба по надзору пока еще не решает своей главной задачи – не просто выявить недостатки, а еще и участвовать в формулировании требований и критериев качества, а на исправление ситуации с законодательным оформлением инспекционной деятельности у службы был целый год. Замминистра образования и науки Андрей Свинаренко добавил, что времени для подготовки к качественному улучшению российской системы образования «практически не осталось, участие же гражданского общества и деловых кругов в развитии образовательной системы предполагает прежде всего наличие всесторонней и достоверной информации, которую обязана дать Федеральная служба».
О необходимости внеплановых проверок говорили и директора департаментов образования регионов. Оказалось – «проверки нужны, они помогают расшевелить болото, это своего рода катализатор проведения реформ», но... результатами проверок не все местные руководители готовы поделиться со своими потребителями образовательных услуг. Как честно призналась глава департамента образования одной из областей, она не сделает этого по той простой причине, что завтра ее родители заберут заявления из одних школ и начнут штурмовать другие учебные заведения, и вся работа области просто встанет.
В общем, подводя итог, министр Фурсенко потребовал от Рособрнадзора срочно упорядочить инспекционную деятельность и предоставить четкие сроки устранения недостатков, подчеркнув при этом: «Помимо чисто формальных критериев необходимо ввести и учитывать более содержательные требования, которым должны отвечать образовательные учреждения. Мы должны знать, где и почему 140 тысяч образовательных учреждений страны не соответствуют сформулированным критериям качества».