«Задачи и ресурсы развития системы образования» – такую тему обсудил на одном из своих последних заседания Российский общественный совет развития образования (РОСРО). Ключевой вопрос, по мнению выступивших экспертов, – отказ от псевдообразования.
Вообще термин «псевдообразование» появился в обиходе широкой педагогической и вузовской общественности с легкой руки председателя РОСРО, ректора Государственного университета – Высшая школа экономики (ГУ–ВШЭ) Ярослава Кузьминова. И означает он не что иное, как некачественное высшее образование, практикуемое почти открыто сегодня в России. К тем, кто дает некачественное высшее образование, как ни странно, можно отнести изрядное количество вузов РФ. Только последние внеплановые проверки Министерства образования и науки РФ в регионах, ранее считающихся благополучными в этом отношении, показали, что примерно две трети учреждений высшего образования не отвечает современным требованиям качества. На фундаментальный в своей загадочности русский вопрос «Что делать?» РОСРО отвечает – вкладывать деньги в образование┘ Только вкладывать деньги предлагается не гражданам, а прежде всего – государству.
Государство может увеличить свой вклад в национальную систему образования с 3,5% до 5% ВВП, то есть до уровня, достигнутого в развитых странах мира, считает Ярослав Кузьминов. Разумеется, повышение вклада государства должно сочетаться с повышением эффективности использования средств самой системой образования, с ликвидацией зон бюджетных потерь и нецелевого использования средств населения (сейчас, по некоторым оценкам, эти потери составляют до 2% ВВП), поступающих в образование. А потому лучше перейти, по мнению экспертов ГУ–ВШЭ, на проектное финансирование. Например, в первую очередь нужно больше вкладывать в Федеральную целевую программу развития образования.
Где необходимо, по мнению РОСРО, наводить порядок в первую очередь? По данным «Росстата», в последние годы проходил постоянный прирост объема платных образовательных услуг. Доля студентов, получающих платное высшее образование, составила уже 56,4% от общего числа контингента студентов. Этот рост происходит в основном за счет быстроразвивающихся услуг негосударственного сектора. Во многих случаях развитие платных услуг, однако, не способствует, по тем же данным, укреплению финансового положения учебных заведений и соответственно повышению качества образования.
Поэтому РОСРО предлагает срочно создать единую систему контроля качества общего образования, включенную в систему международных измерений. Установить минимальную цену платного образования, создать новую государственную систему контроля качества программ, создать общественно-государственную систему присвоения профессиональных квалификаций с опорой на профессиональные объединения и другие важные мероприятия в этом направлении.
Положение работающих в отрасли «Образование» – второй ключевой момент в аспекте качества услуг. Среднемесячная номинальная зарплата преподавателей в процентах к аналогичному показателю по экономике в целом составила в 2004 году, по предварительным данным «Росстата», примерно 62%. Такое положение приводит, по мнению экспертов РОСРО, к деградации кадрового потенциала отрасли, не обеспечивает конкурентоспособность системы образования на рынке труда и способствует развитию коррупции.
Исправить положение в этом случае, считают в РОСРО, может зарплата учителю в 15 тыс. руб., мастеру производственного обучения – 18 тысяч, преподавателю вуза – 30 тыс., а преподавателю исследовательского университета – в 75 тыс. руб. РОСРО предлагает осуществить все эти мероприятия в течение ближайших пяти лет.
Кроме того, эксперты Российского общественного совета развития образования подсчитали примерную стоимость основных мероприятий в образовании. Например, чтобы реализовать планы Министерства образования и науки РФ по модернизации российского образования до 2010 года, потребуется как минимум 100 млрд. руб. Наиболее значительные направления прироста расходов – обязательства по текущему финансированию образовательных программ (около 0,6% ВВП), а среди программных мероприятий – финансирование развития ведущих вузов и исследовательских университетов (до 60 млрд. руб. за 5 лет) и программа информатизации образования (до 30 млрд. руб.).
«Хватит финансировать низкокачественные образовательные программы и «размывать» тем самым и без того скромные бюджетные средства», – считает председатель РОСРО Ярослав Кузьминов. Необходимо сосредоточиться на программах высокого качества. В частности, эксперимент по единому экзамену, по мнению РОСРО, следует продолжить. Хотя и разнообразить его приемом в вузы по итогам предметных олимпиад. Расходы на это составят, по мнению экспертов РОСРО, не менее 5 млрд. руб.
Учитывая, что абсолютно бесплатного высшего образования нигде фактически нет, РОСРО предлагает тщательно проработать систему государственных субсидий. Это когда студент обязан либо отработать затраченные на него государством деньги в течение объявленного срока на том месте, на которое государство его назначит, либо вернуть эти деньги в казну из своего собственного кармана. Эта программа будет стоить государству около 8 млрд. руб. А вот система нормативно-подушевого финансирования пока проходит режим обкатки в регионах, но она тоже нужна, и на нее планируется затратить 800 млн. руб.