0
1047
Газета Образование Интернет-версия

13.05.2005 00:00:00

У нас самый здоровый контингент

Тэги: елистратов, профобразование, реформа


елистратов, профобразование, реформа Выпускников ПТУ после учебы забирает себе армия – ребята хорошо подготовлены.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

-Анатолий Васильевич, на ваш взгляд, выиграет ли от передачи в регионы начального и среднего профобразования наше образование, экономика страны и население или нет?

– Передача учреждений системы начального и среднего профобразования в регионы полностью учитывает местный рынок труда. А значит, она позволит трудоустроить молодежь после завершения учебы. Миграции сегодня почти нет. Парень из села практически не покидает родных мест в силу разных причин. И ничего особенно мы не нарушим. Я считаю это решение объективно правильно. Результаты можно будет отследить через мониторинг деятельности переданных учреждений уже через год. Министерство образования и науки РФ планируют проводить такие мониторинги регулярно. Что можно будет через этот мониторинг отследить? Сохраняются ли объемы подготовки учащихся в рамках стандарта или нет, в сохранности ли здания этих образовательных учреждений, по назначению используются или нет и другое...

– Сегодня субъекты РФ могут сами свои учреждения начального и среднего профобразования закрыть, объединить, сохранить, открыть? Но не случится ли так, что большая часть училищ все же просто закроется?

– Раньше в этой системе было два учредителя: Министерство образования РФ и орган управления образованием на местах, представляющий субъект. Сегодня действительно все перечисленные вами действия в компетенции только субъекта РФ. Но я не думаю, что губернаторы пойдут на безграмотные действия и перестанут готовить смену на рабочие места в регионе. Сегодня до 70% выпускников системы начального профобразования идут на производство. И каждый местный начальник будет финансировать впредь эту систему ровно настолько, насколько достаточно у него бюджетных средств.

На сокращение сети учреждений начального и среднего профообразования в большей степени повлияет демографический спад. Если раньше в среднем около 730 тысяч выпускников 9-го класса приходили в эту систему, то к 2010 году туда поступит около 300 тысяч молодых людей. Не будет учеников – не будет училищ.

– А что делать в таком случае с преподавательскими кадрами начального профообразования?

– Если в одном районе есть уже средние образовательные учреждения такого же профиля – прямой смысл им объединяться. Сегодня говорят уже и об объединении техникумов и вузов, об университетских округах. И таким образом выстраивается сеть непрерывного профессионального образования. И для экономики страны это выгодно, и для выпускников.

– В последнее время Минобразнауки РФ часто обращается к представителям бизнеса. Каких действий вы ждете от предпринимателей в этом вопросе?

– Они могли бы помочь очень серьезно в разработке образовательного стандарта. От работодателей мы ждем еще и вложений. И они, к счастью, готовы вкладываться, но этому процессу мешает ряд проблем. Во-первых, несовершенная система налогового законодательства. Возьмите самую типичную ситуацию. Предприятие в регионе, а его хозяин – в Москве. Налоги уходят из регионов. Кто и как будет развивать местное училище? И ничего нельзя сегодня урегулировать, потому что 85% предприятий – частные. Во-вторых, нет гарантии, что выпускники после завершения учебы вернутся к работодателю, вложившему деньги в обучение. У нас здоровый контингент. Только заканчивает парень учебу, его сразу забирает армия. Так что бизнес не спешит вкладываться в профобразование. Но мое твердое убеждение: если сегодня рынок в экономике, образование не может быть вне рынка.

– Общеизвестный 122-й закон лишил учащихся профтехучилищ льгот. Некоторые теоретики-экономисты даже предлагают пойти еще дальше и обучать таких детей только за деньги, чтобы «изменить их иждивенческое сознание». Но как таким учащимся все же выживать, ведь многие из них принадлежат к категории социально неблагополучных семей?

– Действительно, 122-й закон по некоторым позициям не совсем стыкуется с нынешним законом об образовании. И можно пока по-разному трактовать некоторые его положения. Думаю, что погрешности будут исправлены. Кстати, сиротам все льготы сохранены. Мы даем сегодня на примере федеральных учреждений некую модель, как это можно все обустроить, не вызывая социальной напряженности в обществе. Но все будет в конечном итоге зависеть от конкретных действий власти на местах. И многое – от того, кто непосредственно в регионах возглавит в органах управления эти участки работы. Я не верю заявлениям, что разрушится сеть начального профобразования и дети окажутся на улице. Пока я могу вам привести только положительные примеры, последовавшие за этими передачами. Раньше глава субъекта не знал, кого готовить, потому что он ни за что не отвечал. Вот и готовили в основном парикмахеров и кулинаров. И столько их наготовили, что деть до сих пор некуда! А сегодня субъект Федерации обязан готовить тех, кто ему нужен. И профессии будут максимально приближены к местному рынку труда, к рабочим местам.

– Это замечательно, но если в селе нет рабочих мест. Стоит ли только поэтому сокращать училище?

– Могу лишь повторить фразу, которую я часто слышу от экономистов: развитие экономики во многом зависит от миграции населения. Она была всегда и есть сегодня. Но я понимаю ваши опасения: если сегодня в сельской местности исчезнут учреждения образования – это гибель села. Поэтому, когда определялся перечень образовательных учреждений начального и среднего кровообразования, оставленных в ведении Федерации, то было решено включить в тот список и 30 училищ, которые готовят кадры для села. На базе одного такого училища учатся молодые люди сразу из нескольких сел и деревень. Что касается города, в прошлом году у нас не трудоустроены по России в среднем только 7,8%. Напомню, что проценты эти год от года снижаются. В Нижегородской области передача ПТУ и техникумов прошла гораздо раньше. Там все прошло с сознанием дела. Сеть сохранена, училища реорганизованы в лицеи и техникумы. Но нижегородцы не просто сменили вывески, они сделали на базе лицеев полноценные средние профессиональные образовательные учреждения. Они поработали с представителями бизнеса, подвязали все предприятия, находящиеся в области, к организации практики. У них появился прием на рабочие места. Там даже если парень уходит в армию, ему на предприятии открывают счет, его ставят в очередь на жилплощадь. Социальная сфера решена, и народ потянулся. Есть еще один важный момент: раньше в Нижнем Новгороде было управление образованием, сегодня там – Министерство образования Нижегородской области. И это опять же не просто смена вывески. Это принципиально иной уровень управления. В тамошнем министерстве – работоспособный коллектив во главе с министром образования области Наумовым. Молодой коллектив, в котором нет безучастного отношения к своему делу. Они сами во все вникают, сами со всеми договариваются. Одним словом, равнодушных там нет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Виктория Панфилова

В Астане военные самолеты будут обеспечивать безопасность российского президента

0
872
Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Дмитрий Тараторин

Президент Белоруссии провел в Исламабаде переговоры и дал дружеские советы

0
825
В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

0
560
ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

0
452

Другие новости