Станет ли меньше студентов в аудиториях вузов? А станет ли меньше вузов?
Фото Петра Кассина (НГ-фото)
Федеральная служба по надзору в сфере образования провела внеплановую проверку вузов ряда регионов России (в Ставропольском крае, Самарской и Тюменской областях) и пришла к неутешительным выводам. Примерно 50% из проверенных ею вузов имеют нарекания на качество образования. По итогам проверки могут быть предприняты управленческие решения, как-то: отзыв лицензии, лишение аккредитации, рекламация на качество образования и другие меры.
Но, как сообщила «НГ» заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования Елена Геворкян, вопреки появившимся слухам о немедленном закрытии проштрафившихся вузов возможность такого развития ситуации исключена. На счету Минобразнауки РФ единичны случаи закрытия вузов, тем более что даже лишение вуза аккредитации происходит сегодня исключительно по решению суда, после многочисленных предупреждений вузу.
Что именно можно и каким образом нужно изменить, попробовали обсудить на дискуссии в Доме журналистов несколько дней назад. За круглым столом собравшиеся представители Министерства образования и науки РФ, Национального фонда подготовки кадров, ведущих экономических и технических вузов России, а также крупных компаний обсудили тему: «Повышение качества высшего профессионального образования с учетом потребностей современной экономики – рынка знаний и умений».
Лев Любимов, первый проректор Высшей школы экономики (ГУ), уверен, что «легкие методы Берии» в исправлении сложившейся ситуации не пройдут. Хотя, по словам ученого, уже хорошо, что правительство понимает, что изменения в методах проверки качества образования все-таки необходимы. Сегодня, например, из 800 вузов, которые в той или иной степени готовят по экономическим специальностям студентов, только 2 из них действительно в прошлом были экономическими вузами... У нас даже в авиационных институтах готовят сегодня банковских служащих.
Как считает ректор Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики Владимир Васильев, невозможно добиться повышения общего уровня высшего образования без надлежащего финансового обеспечения студентов. «В Питере 40% студентов – иногородние, да и большинство остальных из небогатых семей. Поэтому, чтобы студенты просто могли нормально питаться, нужны государственные субсидии, беспроцентные. И эта система должна начать работать как можно скорей.
Меры, которые Министерство образования и науки РФ предлагает для разрешения проблемы, огласил на круглом столе Федор Дудырев, заместитель директора департамента государственной политики в сфере образования. По его мнению, проверка качества должна учитывать соответствие госстандартам образования, требованиям профессиональных сообществ, международным стандартам (что вызвано вступлением РФ в Болонский процесс) и развитие внутренних технологий. Осуществить все это не так-то легко, потому что в России, как образно заметил Федор Дудырев, вузы слишком разные по своему развитию. Есть вузы XIX, XX, а есть и вузы XXI века.
Итак, что будет предпринято? Выдавать лицензию уже с начала будущего года будут не отдельную на вуз и его филиал, а – общую. По мнению Елены Геворкян, по крайней мере некоторые ректоры смогут с введением этой меры наконец-то сосчитать количество своих филиалов по стране.
Систему высшего образования Минобразнауки РФ планирует сделать «более открытой для запросов экономики и общества». Для этого предлагается введение национальной системы оценки качества высшего образования, включения выстраивания рейтингов вузов на основании успехов их выпускников. Об этом сказал министр образования и науки Андрей Фурсенко несколько дней назад на встрече с ректорами Санкт-Петербурга.
Повышению оценки качества должно способствовать, по мнению министерства, деление вузов на три категории, о чем сообщалось еще ранее. На заседании присутствующие вспомнили, что за последние 10 лет количество вузов и филиалов в стране выросло почти в 5 раз. Для того чтобы в этих условиях образованию выжить, необходимо создать четкую иерархическую структуру вузов. Потребитель должен знать, какой вуз чего стоит. В выработке критериев отнесения вуза к той или иной категории весомое слово планируется отдать образовательному сообществу. Кстати, внеплановые проверки вузов проводятся по заявкам руководителей области. И сегодня служба Геворкян получила заявки на проверку от ряда губернаторов, в том числе Псковской области и Ханты-Мансийского автономного округа. Эти регионы будут, по словам Геворкян, проверяться в ближайшее время. Руководители областей и регионов хотят знать чему и как у них учат.
Введение двухуровневой системы – с сохранением при этом еще специальностей непрерывного образования (специалитета) должно, по мнению присутствовавших, исправить ситуацию с «псевдообразованием». Бакалавриат обеспечит обучение специалистов по широкому спектру направлений. Тогда, может, отпадет необходимость учиться 5 лет, чтобы позже работать на административных должностях в супермаркетах и бутиках. Магистратура же будет ориентировать выпускников на подготовку специалистов для решения наиболее сложных задач (например, будущих исследователей, инженеров-проектировщиков, управленцев высокого класса и так далее).
Интеграция науки и образования пойдет в разных формах: базовые кафедры ведущих вузов в академических институтах, исследовательские университеты или научно-исследовательские центры в университетах, отраслевые лаборатории или студенческие конструкторские бюро. Но прежде, как сообщила Елена Геворкян, будет наведен порядок в самих названиях высших учебных заведений. В настоящее время высшие учебные заведения имеют три статуса: институт, академия, университет. 60% из имеющихся вузов носят название «университет». Но зачастую они не соответствуют этому своему статусу. Поэтому проверять вузы будут по их научным показателям.
Не исключено, что в условиях деления вузов на категории и пересмотра их статуса многие существующие ныне вузы предпочтут объединяться со своими соседями в более крупные структуры, считают в Минобразнауки РФ. «Если вузы пойдут по тому пути, по которому шел Новгород, где создали классический университет, это очень хорошо, – считает ректор Санкт-Петербургского университета Людмила Вербицкая. – Потому что сегодня нужны междисциплинарные исследования, а это упрощает их проведение. Так могут быть решены самые разные проблемы. Но в каждом случае надо смотреть по факту. Для того чтобы решить, стоит ли укрупнять вузы, в каждом случае нужна конкретика. Это не стоит делать по приказу, везде и разом».
Еще один шаг министерства – сокращение контрольных цифр приема на непрофильные специальности для отраслевых вузов. Цифры приема будут сокращены в этом году: на гуманитарные специальности (на 7,2%), на экономику и управление (на 4,4%), образование и педагогику (на 2,2%). Тем не менее министр Фурсенко заверяет, что норма закона – 170 человек на 10 000 населения из получающих высшее профобразование – в ближайшее время изменяться не будет. Об этом просят министра и все участники круглого стола в Домжуре.