А комфортно ли в школе вашим детям?
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
«Первоклассный» родительский ажиотаж уже стал притчей во языцех. С апреля разгораются настоящие родительские бои за хорошие школы. Очереди, запись в тетрадный листок, даже ругань, нередко взятки, реже суды, потом зачастую следует разочарование в школе и снова поиск... поиск.
Тем не менее, считают некоторые эксперты, это «временное помешательство» родителей вполне можно оправдать. Ведь начальная школа играет важную роль в жизни любого человека. «Вся возня вокруг некоторых школ напрямую связана с бизнесом, – считают другие специалисты, – далеко не все школы стоят битвы за них». На деле порой оказывается, что учебное заведение самое обыкновенное, а вот помпы... хватило бы на всех. Просто директор школы оказался человеком с коммерческой жилкой и сумел создать вокруг своего заведения ореол сверхценности. Между тем, например, в одной из особо вожделенных родителями школ в центре Москвы поощряется банальное «стукачество». Школьники регулярно доносят охраннику на своих однокашников. И администрация, похоже, об этом знает. «Полезность» такого метода воспитания даже трудно переоценить.
Кампания «первый раз в первый класс» становится частью бизнеса и по другой причине. Репетиторство, или натаскивание на «экзамен» в первый класс (тоже, кстати, бизнес), порой заменяется сначала услугами по поиску хорошей школы, а затем и устройством в нее. Услуга, кстати, платная и недешевая. Впрочем, нет резона упрекать все центры или агентства исключительно в узкомеркантильном интересе. Есть и другие – с историей и традициями.
Что думают по поводу таких организаций наши эксперты? И как можно без помощи профессионалов выбрать хорошую школу? А может, специалисты поделятся с нами своим списком хороших школ?
═
Ефим Рачевский, директор образовательного центра «Царицыно», школа № 548
═
Я полагаю, что консультационные агентства имеют право на существование, потому что действительно очень важно найти подходящую школу для своего ребенка. Школы все разные, дети тоже. Есть дети, которым просто противопоказано обучение в массовой школе. Если кто-то может помочь родителям таких детей найти подходящую школу – так что в этом плохого?
Если же родитель решит выбрать школу сам, то в первую очередь он должен обратить внимание на комфортность и безопасность среды. И замечать надо все: не пахнет ли в школе туалетом, каково техническое состояние и оснащение школы, как кормят детей и что собой представляет учительница. Важно подобрать школу ближе к дому, чтобы не отнимать у ребенка 10–20 лишних минут сна. Меньше всего при выборе я бы ориентировался на то, с какими вузами эта школа сотрудничает. Потому что через 10 лет ситуация в нашем образовании может коренным образом измениться. Если говорить о каких-то конкретных школах нашего округа, то я бы обратил внимание прежде всего на гимназии (например, гимназия № 1357) или на лицеи (например, лицей №1180). Кстати, в названном мной лицее есть тоже сотрудничество с вузами. Но оно несколько иного качества. В лицее сами аспиранты и ученые ведут семинары. Интересны мне школа «Созвездие», Донская гимназия и многие другие.
═
Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования
═
То, что родители столь усердно ищут школу, – вполне объяснимо. В том, что кто-то помогает им в этом, ничего плохого нет, если, конечно, эта помощь квалифицированная. В течение последних 5 лет резко изменились критерии поиска школы. И это важно учитывать. Одно дело пойти на поводу у родителей и найти школу, которая нравится родителям. И совсем другое дело – объективно обследовать ребенка и понять, насколько желание родителей совпадает с возможностями ребенка.
Для того чтобы учеба в школе не стала причиной нарушений психологического и физиологического здоровья ребенка, нужно искать зачастую совсем не ту школу, которую хотят найти родители. Ведь желания их известны: драмкружок, кружок по фото, а еще и петь охота. Это ребенку не под силу.
При устройстве своего ребенка в первый класс я бы обратила внимание, как разговаривают со мной в школе. Ставят ли мне условия, рассказывают ли о требованиях школы или меня расспрашивают о моем ребенке. Если ребенок часто болеющий, плохо спящий, если он остро и тонко реагирует на все происходящее, то поездка в школу будет для него дополнительной нагрузкой. Лучше выбрать школу в своем районе.
Как показывает опыт нашего института, родители зачастую не дифференцируют правильно проблемы своего ребенка. И мы помогаем им эти проблемы выявить с нами вместе. Что является частой причиной проблем ребенка. Первая по частоте случаев – непосильная нагрузка для школьника. Даже в начальной школе у нас уже 5–7 уроков. Вторая – несоответствие учителя и ребенка. Поэтому мы всегда советуем родителям заранее познакомиться с педагогом. Если ребенок медлительный, а учитель, наоборот, все делает очень быстро, у него быстрая речь и порывистые движения, то ваш ребенок начнет погибать с первого дня. Если ребенок вырос с бабушкой, мягкий и нерешительный, а учительница уверена, что дети «ходят только строем», вашему ребенку тоже будет с таким педагогом некомфортно. Он быстро потеряется в таком коллективе, и у него тоже начнутся неудачи. Некоторые дети не готовы к системе требований к школе. Ведь кое-где изучение иностранного языка практикуют с первого класса. Но если у ребенка не сформирована речь, то для него это – непосильная задача. А детей с нарушением речевого развития у нас почти 60%. В языковую школу таким детям, разумеется, нельзя.
У меня нет списка хороших школ, потому что гораздо важней личность самого педагога. Педагог может снизить негативное влияние общих школьных проблем, а может и увеличить их многократно.
═
Александр Гаврилов, пресс-секретарь главы департамента образования Москвы
═
Выбирая школу, надо помнить, что есть разные типы школ: общеобразовательные, языковые, с углубленным изучением предметов, школы для детей с заболеваниями, кадетские школы (только с 5-го класса), гимназии, лицеи и так далее. Еще родителю нужно знать, по каким причинам ему могут отказать при поступлении ребенка в школу. А причин всего две: отсутствие в данной школе мест и отказ по медицинским показателям. Так что родитель может требовать соблюдения этих прав и должен быть настойчив.
Кроме того, есть категория детей, имеющих преимущества перед остальными детьми при поступлении в первый класс. К такой группе относятся дети из многодетных семей, из близлежащих к школе домов и дети из семьи, в которой уже один ребенок учится в этой школе. Важно помнить, что будущий первоклассник не обязан обладать какими-то знаниями (дети все сравняются примерно через полгода после начала учебы). Дополнительная подготовка школьника приветствуется, не более того. Собеседование (с участием школьного психолога) в школе проводится с единственной целью – определить ребенка в подходящий для него класс с тем, чтобы в классе были дети примерно одинакового развития. Если родитель выбирает частную школу, просто ориентироваться на рекламу, на мой взгляд, – полное безрассудство... Вообще, выбирая любую школу, я бы не доверился никому.