Старт в большую науку начинается с неподдельного интереса ученика к научным исследованиям.
Фото Петра Кассина (НГ-фото)
В Москве завершился Седьмой международный конкурс научно-технических работ школьников «Старт в науку». Его, как всегда, устраивал Московский физико-технический институт (МФТИ, или Физтех) вместе с Федеральным агентством образования, своей заочной школой и Межвузовским центром воспитания и развития талантливой молодежи. В подмосковный город Долгопрудный, где расположен Физтех, приехали старшеклассники из 53 российских регионов, а также из Украины и Белоруссии. И среди них были не только физики, но и лирики.
Конечно, большинство разделов конкурса – тринадцать из пятнадцати – было отдано точным наукам: фундаментальной и прикладной математике, радиотехнике и кибернетике, общей, теоретической, молекулярной и химической физике, авиации и космическим исследованиям. Но с первых лет жизни «Старта┘» на нем существуют секции «Философия и культура» и «История науки и ее творцов». Ведь и в учебном расписании проводящего конкурс Физтеха немалое место занимают гуманитарные предметы.
Доклады о проблемах христианизации Японии или истории развития медицины в Сибири в XVIII–XIX веках получают от жюри не менее вдумчивую оценку, чем сообщения о «дисперсии упругих волн в твердых телах», «вычислении максимума модуля определителя» и «измерителе крутящего момента двигателя внутреннего сгорания». «Сейчас большинство научных конференций проводится, как на Западе, стендовым образом. А у нас принцип – доклады только устные! – отмечает профессор Юрий Самарский, председатель жюри конкурса, проректор Физтеха по учебной работе. – Ребята представляют свои проекты в небольших аудиториях, и каждое выступление превращается в настоящий семинар, где обязательно есть и вопросы к докладчику, и дискуссия».
Такая форма позволяет проверить самую деликатную сторону проекта: насколько он самостоятелен? Организаторы «Старта в науку» жалуются: многие ребята приезжают с докладами, которые за них подготовили научные руководители. «Выходит юноша, заявляет страшно сложную и проблемную тему, которая явно выходит за рамки компетенции не только школьника, но и студента, – приводит типичный пример доцент Иван Грознов, декан факультета молекулярной и биологической физики МФТИ, председатель секций «Молекулярная и химическая физика» и «Биология и медицинская физика». – Излагает гладко. Но задашь ему элементарный посторонний вопрос, и выясняется, что он не знает даже про закон всемирного тяготения┘ Лучше бы исследовал незначительную проблемку, но – с интересом, но – сам!».
Впрочем, в этот раз «фальшивых» докладов было не так много, как раньше. Правда, и школьников приехало чуть ли не вполовину меньше, чем обычно, всего 150 человек. Причин у этого две. Одна хорошая: на «Старт в науку» стали присылать заявки только отборных проектов, заслуживших одобрение на региональных испытаниях. Другая грустная: в нынешнем году из-за усложнившегося механизма финансирования далеко не всем участникам смогли обеспечить бесплатное пятидневное проживание в Долгопрудном. Поэтому отправиться в дорогостоящую поездку решились в основном ребята, действительно уверенные в своих силах.
Семеро из них стали лауреатами конкурса, 17 получили дипломы первой степени, 18 – второй и 22 – третьей степени. В первые годы существования «Старта в науку» лауреатов и дипломантов первой степени принимали на Физтех без экзаменов. «Мы считали, что эти ребята будут еще талантливее, чем победители международных олимпиад, – вспоминает Юрий Самарский. – Ведь те, кто участвует в олимпиадах, выполняют поставленные другими людьми задачи, а эти – сами придумывают и разрабатывают проекты, имеют пусть и узкие, но собственные научные интересы. Но почти всех студентов, попавших в институт через «Старт в науку», пришлось отчислять за неуспеваемость!».
Победители международной олимпиады, как показал опыт, развиты всесторонне. А то, что школьник представил на конкурсе результаты удавшегося исследования, даже вполне самостоятельного, еще не означает, что у него есть готовность к большой учебной нагрузке и широкий научный кругозор. Поэтому «олимпиадники» по-прежнему могут автоматически поступить в МФТИ, а победителей «Старта в науку» все-таки проверяют экзаменами. Однако звание лауреатов и дипломантов первой степени дает им право на льготу: соответственно три и два дополнительных балла. Всего на Физтехе за два вступительных экзамена можно набрать 24 балла, а для прохождения по конкурсу в среднем достаточно двадцати одного.