Принятые в последние месяцы правительством России стратегические решения в области образования не проработаны ни в политическом, ни в социальном, ни в экономическом, ни в достаточной мере образовательном плане.
Порочен механизм создания и продвижения проектов таких документов без их публикации в печати, без обсуждения с широкой общественностью, без официального направления этих документов в регионы. Закладывается опаснейшая тенденция ущемления интересов регионов и даже исключения их из формирования образовательной политики страны, несмотря на то что по Конституции России образование – это предмет совместной деятельности регионов и Федерации. И все важные для образования проекты всегда отрабатывались сначала на каких-то отдельно взятых регионах РФ, а потом внедрялись в практику повсеместно.
Например, Москва была и сейчас находится впереди в стратегически важных для российского образования вопросах. Сегодня в Москве идут процессы интеграции учреждений начального и среднего профессионального образования. Разработан соответствующий закон на основе предшествующего ему решения правительства Москвы. Подчеркну, что Москва первый и единственный субъект РФ, осуществляющий эту интеграцию.
Радикальное изменение базиса общества (90% предприятий страны сменили форму собственности, стали негосударственными) ведет к перестройке мировоззренческих установок, принципов организации экономики и ее инфраструктуры.
Требования современного работодателя значительно превышают возможности уровня начального профессионального образования. Например, новому работодателю на 95% требуются рабочие 4–6-го разрядов, на 85–90% – с общим средним образованием, на 80–85% – владеющие смежными профессиями, способные к перепрофилизации.
А система НПО России сегодня готовит более 70% рабочих с третьим разрядом, и потому уже только половина из них работают по специальности. Новый работодатель в 75% случаев уже в 2003–2004 гг. на рабочие места берет выпускников техникумов и колледжей. Таким образом, в нынешнем состоянии система НПО – в тупике, и потому процессы интеграции не только востребованы, они – неизбежны.
И в проекте закона Москвы отражены механизмы этой интеграции – по линиям образовательных программ и образовательных учреждений. С широким обсуждением этих механизмов среди специалистов. Там же рассмотрены экономические (подготовка рабочих) и социальные функции (защита детей). Например, статьи 10 и 11 закона по социальной защите обучаемых, где предусмотрены не только питание учащихся, их бесплатный проезд, но и 100-процентная заработная плата за их производственную деятельность.
А вот в документах и политике Федерального правительства этого всего нет. Социальная функция там устраняется, причем для социально незащищенной молодежи группы риска. Почему пример Москвы не берется во внимание, когда ситуация и без того сложная!
Напомню, что, по данным масштабных социологических исследований (на 2003 г.), у 80% родителей учащихся НПО РФ зарплата до 1000 руб., у 33% – до 500 руб. в месяц. У половины детей нет отцов, 70% детей из неблагополучных семей, 6% идут в ПТУ из-за недоедания и голода. И с них введена плата за проезд, питание переводят в разряд льгот, а льготы по закону 122 отменяются. Эти ребята пытаются хоть что-то заработать в мастерских училищ, честно заработать. Но даже с этих заработков с них берется налог. Налог, который не брали 5 и даже 10 лет назад, когда баррель нефти стоил 8–12 долларов.
Что делают полуголодные подростки? Свои проблемы они решают и будут решать на улице. Больше негде. А с улицы у них два выхода: попасть либо в учреждения МВД, либо – в лучшем случае – в структуры Минсоцзащиты: детские дома, интернаты, дома сирот. Государство само формирует социальное сиротство в стране! Причем в системной форме. И закономерно, что число детей – социальных сирот России уже выросло с 450 тыс. в 1995 г. до 850 тыс. – 1 млн. (по разным данным) в 2004 году.
Есть еще одна важная проблема – несоответствие постановлений правительств регионов и правительства России. По ряду вопросов они не коррелируют, кроме названных. В законе Москвы сказано, что порядок разработки, утверждения и введения в действие московского регионального компонента государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования устанавливается правительством Москвы. (Замечу, даже не Департаментом образования.) Все ясно, точно, понятно и правильно.
Смотрим статью 5 последнего постановления (25 января 2005 г.) федерального правительства: «...региональные компоненты государственных образовательных стандартов профессионального образования разрабатываются образовательными учреждениями (организациями), утверждаются и вводятся в действие образовательными учреждениями (организациями)».
Что это? Откуда берутся такие решения, касающиеся стратегически важных направлений образования – его содержания? Почему это происходит? Очевидные причины: такие решения принимаются втайне, без обсуждения с заинтересованной общественностью, и второе – принимаются они неспециалистами.
Это типичный пример отстранения регионов от решения задач содержания образования, прямое ущемление их прав на фоне передачи им полной ответственности за финансирование и материальное обеспечение образовательных учреждений.
А последствия таких решений непредсказуемы, ибо они могут не только дестабилизировать региональное профессиональное образовательное пространство, но и разрушить его единство. Это грубая политическая ошибка для такой многонациональной, поликонфессиональной, поликультурной и полисоциальной страны, как Россия.
Таким образом, государственная образовательная политика, выбранная новым Министерством образования, закладывает пути решения имеющихся проблем методами, исходно не присущими образовательной сфере, а потому с непросчитанными последствиями, поспешными по форме и асоциальными по существу. И эта политика противоречит демократическим принципам, провозглашенным нашей страной в последние годы.