При дистанционном обучении роль преподавателя только возрастет.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Виктор Орехов, начальник отдела маркетинга Международного института менеджмента ЛИНК
═
Любая новая технология должна доказать свою дееспособность. Открытое дистанционное образование существует в мире уже более 30 лет и лишь недавно стало признаваться самыми известными международными аккредитационными организациями. Сегодня можно с уверенностью сказать, что дистанционное образование уже переросло национальные границы и становится международным. Так, Открытый университет Великобритании имеет партнеров и представительства в 44 странах мира, включая Россию. По сути, это уже глобальный университет. Сам факт появления глобальных университетов сможет существенно изменить ситуацию с отношением к дистанционному образованию и у нас в стране. Остается еще серьезным образом решить вопрос о контроле качества дистанционного образования. Могу рассказать, как это можно решать на примере Международного института менеджмента ЛИНК. Сегодня мы ожидаем приезда комиссии Агентства по обеспечению качества высшего образования Великобритании (QAA – Quality Assurance Agency for Higher Education). Год назад эта комиссия высоко оценила качество преподавания в Открытом университете, теперь проверяет партнерские организации. Мы создаем собственную систему менеджмента качества, которая удовлетворяла бы и требованиям QAA, и требованиям российского Министерства науки и образования и, главное, отвечала запросам наших студентов.
Вообще крупнейшим достижением дистанционного образования ближайшего будущего будет создание полномасштабных глобальных университетов. Их сила будет не только в количестве обучающихся студентов и не в гигабайтах, которые будут циркулировать в сети. Думаю, более важны качественные изменения. Например, будет это распределенная система, как интернет, или управляемая из единого центра? На каком количестве языков будет идти обучение? Какой будет распределенная система качества? Международный институт менеджмента ЛИНК уже реализовал некоторые перспективные решения в этой области. Так, мы впервые в мире создали успешно работающую сеть из независимых учебных центров. Сейчас реализуется проект по привлечению различных провайдеров учебных программ к работе в этой сети. Для обеспечения качества при этом создана специальная организация Открытый образовательный консорциум ЛИНК. Отмечу, что здесь речь идет о системе, сочетающей как очные, так и дистанционные элементы.
Мы экспериментируем и с чисто электронными методами обучения. Так, совместно с компанией «Альянс-Медиа» при поддержке московского правительства нами разработана «Система дистанционного бизнес-образования» (www.businesslearning.ru). Она предназначена для бесплатного обучения в сфере малого бизнеса и уже заинтересовала 12 тысяч предпринимателей, причем не только из России, но и из многих других стран. Думаю, перспективы дистанционного образования в России отличные.
═
Антонина Фомина, проректор по организации учебного процесса Евразийского открытого института
═
Удивительно, что до сих пор не преодолено наше традиционное недоверие к дистанционному образованию. Возможно, это связано с нашей ментальностью – преподавателю нужен визуальный контакт со слушателем, воспроизведение студентами того материала, который они получили на лекциях и семинарских занятиях. Пока в нашем обществе не сформировалось четкое мнение, что дистанционные технологии могут и должны использоваться в нашем образовании на всех формах обучения. И очевидно, что еще не все представляют, что система образования может быть и другой. Дистанционные технологии позволяют создать такую систему обучения, в центре которой находится студент. Преподаватель в этой системе учитывает потребности студента, связанные с его работой, интересами и личными качествами. Если в центре системы образования стоит студент, то глобальным образом меняется и сама система преподавания. Преподаватель в большей степени занят тем, что организует пространство самостоятельной работы для студента. При использовании дистанционных технологий роль преподавателя не только возрастает, но и изменяется.
И, конечно, возникает задача, как правильно и эффективно осуществить контроль качества образования, проводимого с использованием дистанционных технологий. Во-первых, возрастает роль тестов, они должны быть качественно подготовлены (любые тестовые задания – закрытые, открытые, на сопоставление, на выстраивание последовательности). Во-вторых, особенно актуальными становятся индивидуальные задания, кейс-стади. В-третьих, большую роль играют формы учебной работы, которые особенно удачно можно провести с помощью компьютерных технологий. Мы, например, часто практикуем такие формы, как групповой проект, виртуальный семинар в форме форума, электронное тестирование и консультирование.
Трудно переоценить то влияние, которое оказал сегодня на развитие дистанционных технологий интернет. Он не только сократил расстояния, он предоставил больше свободы преподавателю и студенту. Теперь слушатель или студент может заниматься заданиями и тестами, когда ему удобно. Преподаватель может оперативно вносить изменения в содержание материала. Развитие дистанционных технологий – это будущее нашего образования. А что лучше – очное или дистанционное образование, за рубежом такого вопроса вообще не стоит. Наши коллеги из-за рубежа даже удивляются такому вопросу. Есть качественное образование, а какое оно, дистанционное или какое-нибудь другое, – это дела не меняет.