0
1082
Газета Образование Интернет-версия

18.03.2005 00:00:00

Знания – по проводам

Тэги: до, иоффе, технологии


до, иоффе, технологии Ректор «Синергии» Михаил Иоффе уверен: демографическая ситуация заставит нас пересмотреть отношение к дистанционному образованию.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

– Михаил Яковлевич, как вы думаете, преодолен ли сегодня наш традиционный скепсис к дистанционному образованию?

– Мы проанализировали дистанционное образование у нас в стране и пришли к неутешительному выводу: дистанционное образование в массе своей у нас пока еще находится не на очень высоком уровне. Конечно, у нас есть высшие школы и школы бизнеса, которые проводят такую форму обучения на высоком уровне. Но в массе вузов действует система еще советского типа, напоминающая заочную форму обучения с неполным использованием интернета.

На наш взгляд, основной смысл дистанционного образования заключается не только и не столько в том, чтобы разработать систему передачи информации и технологии обучения с использованием интернета (это достаточно известно как на Западе, так и у нас), а подготовить высококомпетентные, высокопрофессиональные самообучающие электронные методические пособия, которые бы позволили слушателям самостоятельно обучаться и совершенствоваться. Мы исследовали имеющуюся учебно-методическую литературу и пришли к неутешительному выводу – это зачастую небольшие по объему брошюрки по предметам. Они призывают слушателя как можно быстрей освоить азы той или иной дисциплины. На самом деле в этом заключена колоссальная гипертрофия дистанционного образования. Это все равно что для нерадивых школьников выпускать комментарии литературных критиков. Или комиксы «Анна Каренина». Контрольные вопросы, тесты и экзамены тоже ограничены материалом этой маленькой брошюрки. Если мы хотим иметь качественное образование в рамках дистанционной формы обучения, необходимо срочно обратить внимание на подготовку методических пособий в электронном виде, акцентировав внимание как на их содержании, так и на интерактивных методах, позволяющих студентам (слушателям) творчески обучаться самостоятельно.

– На Западе ситуация лучше?

– За рубежом к дистанционному образованию относятся очень серьезно. Из 80 школ, аккредитованных в АМВА (Международная ассоциация программ МВА, Лондон), например, только 8 используют дистанционную форму обучения. Почему? Во-первых, потому что создать самообучающие учебники адски трудно. Во-вторых, потому что в Европе страны по площади небольшие, все школы сосредоточены близко, это не Россия. И все они в основном ориентированы работать на чужой территории. Сегодня их интересуют Юго-Восточная Азия, Китай, Тайвань. Чтобы охватить как можно больше иностранных абитуриентов, они сейчас переходят на несколько языков. Я знаю, что в некоторых школах за рубежом готовятся дистанционные программы МВА на русском языке. Идет демографический спад, в результате чего будет сокращаться количество студентов по очной форме обучения. Молодежь будет стремиться работать и учиться одновременно, расширятся последипломное образование и система повышения квалификации. Кто вложит сегодня деньги в развитие дистанционной формы обучения, тот сможет значительно расширить спектр и объем предоставляемых образовательных услуг в дальнейшем. Но даже не это главное. Для чего мы затеяли дистанционное обучение? Прежде всего для совершенствования всего учебного процесса по программе МВА по различным формам обучения, включая дневную, вечернюю и заочную. Для развития творческих способностей студентов, формирования их индивидуальности. Это головная боль любого вуза России сегодня, в которых основную долю в обучении занимают лекции, и те из них зачастую читают не всегда высоко квалифицированные преподаватели, особенно в регионах. Студент отучился работать самостоятельно. Причина этого – отсутствие или недостаточное количество самообучающих электронных учебников. Когда они появляются при создании дистанционной формы обучения, их можно спокойно использовать для расширения и повышения эффективности самостоятельной работы по любой другой форме обучения. Преподавателей можно будет больше ориентировать на индивидуальное консультирование, а студентов – на творческое самообучение. И тогда, возможно, разрешится еще один существенный конфликт между нашей программой МВА и зарубежной. По российским стандартам, в программе МВА должно быть не менее 1000 академических часов аудиторных занятий. Наши коллеги из АМВА сделали нам замечание при аккредитации этой программы – у них принято не более 500 часов.

– В чем, на ваш взгляд, сегодня существенное преимущество в программах дистанционного образования за рубежом?

– Мы сотрудничаем с британским университетом Дарем, который уже несколько лет реализует эту программу с нашим Институтом экономики и финансов «Синергия» на базе долгосрочного партнерского соглашения. Первый год на нашей базе наши слушатели осваивают часть учебного плана с помощью российских тьютеров без участия представителей из Англии. Со второго года слушатели переходят на прямые связи с британскими тьютерами через интернет. Зачем мы пошли на контакт с известным британским вузом? Прежде всего для того, чтобы досконально изучить опыт по организации, технологии и содержанию дистанционного обучения в рамках программы МВА, который достаточно серьезен и является одним из передовых в Европе.

Мы отработали эти методики, пропустили их через себя и только тогда поняли, что полезного мы можем взять у них. Мы подобрали авторский коллектив из числа наших ведущих преподавателей по программе МВА и вложили немалые деньги в создание самообучающей электронной методической базы. Электронные учебники строго структурированы. Какие это дает преимущества? Во-первых, для всех дисциплин структуризация типовая, единая. Дисциплины делятся на 3–5 модулей (тем). Каждый модуль делился на 3–5 блоков (разделов). В каждом разделе рассматриваются десятки вопросов. Все дисциплины сопровождаются методическими инструкциями, позволяющими быстро ориентироваться в содержании учебника для его лучшего усвоения. В итоге мы получили такие самообучающие пособия, в которых студент быстро ориентируется и использует для самоконтроля знаний многочисленные контрольные вопросы, тесты, кейсы и т.п. И еще одна немаловажная вещь: учебники создавал единый коллектив, что позволило создать глоссарий терминов. А то у нас сегодня такая ситуация, когда каждый преподаватель по своей дисциплине интерпретирует один и тот же термин, как ему вздумается, внося путаницу и неразбериху в изучение слушателями разных дисциплин.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Виктория Панфилова

В Астане военные самолеты будут обеспечивать безопасность российского президента

0
948
Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Дмитрий Тараторин

Президент Белоруссии провел в Исламабаде переговоры и дал дружеские советы

0
905
В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

0
608
ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

0
493

Другие новости