Слушателю МВА приходится трудно: он полноценно занят на работе, его редко видит семья и при этом он овладевает сложными знаниями и навыками. Но зато как приятно, когда твои усилия высоко оценены еще и домашними...
Еще в конце 80-х годов Моджаро – знаменитый специалист по маркетингу – заявил, что обучение управленцев не всегда целесообразно, поскольку в результате они начинают действовать по правилам, а не по ситуации. Этой точки зрения придерживаются некоторые бизнес-школы и сегодня. Но вопрос, разумеется, более сложный. На программы МВА, в частности в нашу академию, приходят учиться состоявшиеся менеджеры, которые в сегодняшней позиции прошли через трудные ошибки. Только на опыте они осознали в конечном итоге, что качественное образование сокращает путь к успеху.
Я абсолютно уверена в том, что учиться надо, причем учиться надо всю жизнь. Ведь в условиях современного начно-технического прогресса и современных методов управления даже вчера полученные знания оказываются безнадежно устаревшими.
Чтобы добиться успеха в управлении современным предприятием, необходимо не просто обладать интуицией, а уметь использовать новейшие методики управления качеством и конкурентоспособностью товара и товарного ассортимента, разбираться в технологиях управления персоналом и финансами и, конечно, хорошо знать правовые нормы.
От первого лица предприятия во многом зависит то, какое место займет компания на конкурентном рынке. Высококвалифицированному управленцу не придется ссылаться на «плохие» законы и неблагоприятную конъюнктуру рынка.
Современным управленцам призваны помочь образовательные программы, предназначенные для подготовки первых лиц предприятий, работающих в новых сложных условиях, то есть программы «Мастер делового администрирования» (МВА). Вот почему многие российские вузы и школы бизнеса работают над созданием качественных программ обучения для топ-менеджера.
И в этой работе они сталкиваются со множеством проблем. Одна из них связана с дефицитом профессорско-преподавательских кадров, адекватных сложной и требовательной аудитории. Ведь топ-менеджеры в школах бизнеса нацелены получить не столько теоретические знания, сколько практические навыки. Однако не все профессора владеют методами интерактивной работы с аудиторией и «злоупотребляют» традиционными лекциями. При этом хотелось бы отметить, что в лучших московских школах бизнеса, в том числе в нашей академии, есть лидеры, которые уважаемы и любимы в любой аудитории. Так, например, к таким звездным преподавателям в ВАВТ относятся Валерий Платов, Сергей Серяков, Аркадий Малышев, Тамара Челнокова, Нина Вилкова, Сергей Комаров, Вячеслав Кормышев, Владимир Томашевский и другие.
Лучшим преподавателям всегда удается установить партнерские отношения с аудиторией наших слушателей. В процессе обучения они совместно работают над созданием проектов, овладением управленческой технологией, еще раз проверяя свой опыт и тем самым оберегая себя от ошибок в будущем. Вместе с тем нельзя не заметить, что пассивное отношение некоторых наших взрослых студентов снижает эффективность образования. Ведь получение знаний – это двусторонний процесс взаимодействия между преподавателем и слушателем. Некоторые слушатели, к сожалению, ждут от своего профессора конкретного рецепта решения своей собственной проблемы, но в школе бизнеса могут помочь только вооружиться знаниями для решения этой проблемы. Решать же ее придется самим слушателям.
Мы часто общаемся с профессорами из западных университетов и бизнес-школ. Побывав в гостях у нас, профессора из Вестминстерского университета как-то воскликнули: «Да у вас учебный процесс организован лучше, чем у нас. На более высоком уровне, и вы так ухаживаете за вашими подопечными!» Их поразило, что наши слушатели не пишут лекций, а мы даем им готовые раздаточные материалы. И по каждой позиции плана они получают вдобавок еще и учебник. А «прогульщикам» рассылаем задания по интернету. Такого не делает ни одна школа на Западе.
Так что остается лишь присоединиться к словам председателя РАБО Л.И. Евенко, который отмечает, что лучшие бизнес-школы России по качеству образования соответствуют школам Западной Европы и США. И отметить, что качество бизнес-образования будет дальше только повышаться.