Мы проводим очень много исследований, посвященных тому, как воспринимают выпускников программ МВА в российских и западных компаниях. Большая часть работодателей не возражают против того, чтобы их сотрудники учились на программах МВА. Более того, работодатели готовы идти навстречу таким сотрудникам и готовы мириться, например, с тем, что слушателям нужно периодически раньше уходить с работы, отвлекаться на сдачу экзаменов и т. д. Но если мы говорим о том, готовы ли компании оплачивать МВА для своих сотрудников, по данным наших исследований, около 30% компаний готовы полностью или хотя бы частично компенсировать затраты сотрудников на обучение. Основной причиной оплаты бизнес-образования для сотрудников большинство работодателей указали ситуацию на рынке труда. В Москве в последнее время она очень сложная – найти хороших сотрудников, а особенно удержать их очень сложно, конкуренция за действительно профессиональных менеджеров сейчас очень высока.
В случае если компания полностью или частично оплачивает сотруднику обучение по программе МВА, то это, как правило, минимум на два года после получения диплома привязывает человека к текущему месту работы. Для этого заключаются соответствующие договора. Таким образом, основное, ради чего компании оплачивают бизнес-образование, – это удержание важных для них сотрудников. Разумеется, компании компенсируют соответствующие расходы только хорошо зарекомендовавшим себя сотрудникам, как правило, тем, кто уже проработал на предприятии не менее двух лет.
Работодатель делает этот шаг и для того, чтобы продемонстрировать сотруднику свое уважение. Оплачивая МВА, компания показывает ему, что он работает хорошо. В обмен на такое отношение сотрудники начинают больше уважать организацию, больше делают для нее и дольше работают в ней.
Следующий аспект – это улучшение психологического климата в коллективе. Даже если очень небольшому проценту людей оплачивается МВА, остальные сотрудники знают об этом. Они видят, что руководство заботится о персонале компании. Кроме того, появление в коллективе какого-то процента очень лояльных сотрудников в целом значительно улучшает атмосферу в нем.
К сожалению, только вторым по значимости пунктом было названо то, что люди, получающие МВА, становятся более грамотными в бизнесе и лучше работают. Таким образом, основное, ради чего работодатели инвестируют в бизнес-образование, – это мотивация сотрудников, и только потом – возможность использовать на благо компании его новые профессиональные знания и умения.
На данный момент бизнес-образование сотрудников чаще оплачивается в западных компаниях, чем в российских. К сожалению, эта тенденция в целом не меняется.
Также мы регулярно проводим мониторинг вакансий (в прессе, интернете, предлагаемых кадровыми агентствами) – упоминание о желательности степени МВА встречается в 6–7% объявлений о поиске менеджеров среднего и высшего звена. Эта цифра остается неизменной уже на протяжении нескольких лет.
Если же говорить о том, как сами слушатели относятся к программам МВА и насколько их ожидания оправдываются, то здесь прослеживаются некоторые изменения. Если в 2003 году очень большой процент респондентов отмечал, что при наличии степени МВА у них появляется возможность перейти на более высокооплачиваемую работу или вообще сменить место работы, то в 2004 году резко выросло количество тех, кто в качестве причины поступления в бизнес-школу указывает систематизацию своих знаний, а также установление полезных контактов в бизнес-среде.
В 2002, 2003 и 2004 годах мы сравнивали две группы менеджеров. В одной компании это люди со степенью МВА, в другой – без. Оказалось, что люди со степенью МВА были на 10 лет моложе, чем люди без степени МВА в аналогичных компаниях и на аналогичных должностях. То есть люди со степенью МВА быстрее продвигаются по карьерной лестнице – и это подтвержденный факт.
Мы узнавали у работодателей, почему они не хотят хотя бы в списке желательных требований указывать степень МВА. Частый ответ: уровень знаний и навыков у людей со степенью МВА и без нее один и тот же, а запросы первых значительно выше. Собственно говоря, зачем платить больше, когда можно получить практически то же самое, но за меньшие деньги.
Как показал опрос, после окончания обучения 46,2% респондентов планируют остаться на прежнем месте работы в той же должности или получив повышение по службе. 34,4% собираются сменить место работы. 19,4% пока затрудняются ответить на этот вопрос.
32,8% участников опроса отметили, что хотели бы сменить профиль деятельности после получения бизнес-образования. Больше всего стремятся к смене работы менеджеры среднего звена. Они же в большей степени ожидают повышения, рассматривая степень MBA как ключ к карьерному росту. Менеджеры высшего звена и специалисты чаще планируют остаться в той же должности, что и до получения бизнес-образования. Для них степень MBA является скорее подтверждением их статуса и элементом престижа.
Сменить место жительства после получения степени МВА хотят немногие.
73,8% собираются работать в России, 3,1% – за рубежом, остальные пока не определились.
А вот прогнозы о доходах через год после получения степени МВА у слушателей очень оптимистичные. Около трети (30,6%) участников опроса ожидают, что после получения степени MBA их доходы вырастут на 25–50%, и лишь 6,9% полагают, что их доходы останутся неизменными.
Если сравнить с выпускниками и студентами западных программ МВА, то среди последних значительное число респондентов (20,5%) ожидают роста доходов более чем в два раза (см. таблицу 1).
Таблица 1
Доходы через год после окончания МВА: | ||
Закончившие МВА за рубежом % | Студенты российских МВА % | |
Останутся неизменными | 10,3 | 6,9 |
Вырастут менее чем на 25% | 10,3 | 13,9 |
Вырастут на 25–50% | 30,8 | 30,6 |
Вырастут примерно на 75% | 2,6 | 8,3 |
Вырастут в 2 раза | 5,1 | 16,7 |
Вырастут более чем в 2 раза | 20,5 | 6,9 |
Затрудняюсь ответить | 20,5 | 16,7 |
Сразу после получения степени MBA выпускники часто демонстрируют завышенные карьерные и зарплатные ожидания. Но через несколько лет, когда они выбирают приемлемый как для работодателя, так и для себя вариант, самопозиционирование на рынке становится более реалистичным.
Степень MBA можно считать «козырной картой», которая разыгрывается в течение 2–3 лет после ее получения. Именно за это время человек либо делает резкий скачок в карьере, либо нет.
Еще один очень важный вопрос, который можно рассматривать в связке учеба–карьера: стоит ли обучение тех денег, которые за него платят респонденты? Подавляющее большинство респондентов (88,9%) полагают, что обучение стоит вложенных в него средств (см. таблицу 2)
Для карьерного роста важно, чтобы на время обучения человек не оставлял работу. Сложно ли это делать? 12,7% респондентов считают, что совмещать учебу с работой очень сложно, почти на грани возможного. 71,8% полагают, что это сложно, но реально, 11,3% утверждают, что довольно просто.
Таблица 2
Стоит ли обучение затраченных на него средств? | % |
Совсем не стоит | 1,4 |
В целом не стоит | 6,9 |
Затрудняюсь ответить | 2,8 |
В целом стоит | 59,7 |
Да, в полной мере | 29,2 |