0
1222
Газета Образование Интернет-версия

18.03.2005 00:00:00

Признает ли работодатель диплом МВА

Тэги: mba, карьера, образование, опрос


mba, карьера, образование, опрос Диплом МВА, безусловно, свидетельствует о целеустремленности его обладателя.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

Елена Кручинина, начальник учебно-методического отдела Факультета инновационно-технологического бизнеса АНХ при Правительстве РФ

Особенность наших программ в том, что они ориентированы главным образом на обучение проектному управлению. Мы не университетское образование – мы бизнес-образование. Наша цель – сформировать навыки. Мы готовим людей для позиции project manager для инновационного проекта. Не важно, создается ли этот проект на основе технологической инновации или на основе какого-то нового бизнес-решения. Задача программы – обучить приемам комплексного решения проблем управления на каждом этапе цепочки «вложение денег – возврат денег»: кто инвестор, что поможет снизить издержки и риски, как и когда лучше выйти из бизнеса и т.д. Многие участники считают, что главное достоинство наших программ – то, что они дают конкретные ответы на вопрос: как мне превратить идею в деньги?

Программу у нас чаще выбирают люди молодые. У всех хорошее образование – техническое, физико-математическое, биологическое. Им нельзя рассказывать просто бизнес-образование: как бухгалтерию вести, Excel или что-то в этом роде. У них подчиненные это делают. Они в основном стратеги – они должны принять решение и понимать, как это решение обосновать. А если это кто-то может сделать, то им надо знать, кому и как поставить задачу.

Директора фирм ставят основной задачей при обучении у нас открыть и освоить новые сферы деятельности своей фирмы и завоевать лидерские позиции на своем секторе рынка. Руководители подразделений ставят основной задачей подняться на одну-две ступени карьерной лестницы в своей фирме или организовать собственный бизнес.

Мотивы принятия решения обучаться на программе МВА, возможно, несколько разнятся с мотивами других бизнес-школ. Вероятно, это связано со спецификой программы. Подавляющее большинство наших слушателей – в своем бизнесе уже достаточно приличные профессионалы. Они понимают, что на новом товаре можно делать большие деньги, и хотят быть и инвесторами, и менеджерами, не набивая много шишек.

Основные мотивы обучения у большинства слушателей программы МВА носят неформальный характер и осознанно вызваны желанием повысить свою деловую квалификацию. Они сами формулируют свою актуальную задачу. Это – либо стратегия развития бизнеса через инновации, либо стратегия выведения нового товара на рынок, либо обоснование проекта внедрения какой-то информационной технологии в компании. Не все занимаются техническими инновациями. Добрую половину интересуют организационные инновации. Но алгоритм одинаковый: как считать риски, как управлять интеллектуальной собственностью, как отбирать проекты.

После учебы многое меняется в жизни и взглядах наших выпускников. В своих анкетах они, например, пишут: «После окончания учебы продал основной бизнес и занялся финансированием и разработкой новых наукоемких технологий в области машиностроения, в частности автокомпонентов», «Полученные навыки собираюсь применить при развитии по крайней мере двух собственных проектов...» и так далее.

Сергей Скосарев, проректор по учебной работе Высшей коммерческой школы МЭРТ РФ

Степень МВА, безусловно, свидетельствует о целеустремленности и по крайней мере является «заявкой» на обладание конкурентными преимуществами. Российский рынок труда в комбинации с национальной ментальностью, сочетающей в себе как западные, так и «азиатские» взгляды на трудовые ресурсы, остается в значительной степени непредсказуемым с точки зрения наемного сотрудника. В то же время есть явная тенденция отдавать предпочтение сотрудникам, работающим над собой, получающим дополнительное образование. Уважение к образованию – ценная российская черта, которую нельзя терять.

Что касается завышенных ожиданий слушателей, то здесь в полной мере проявляется разнообразие характеров, присутствующих на российском рынке труда. Думаю, всем представителям администрации или профессорско-преподавательского корпуса бизнес-школ приходилось сталкиваться со слушателями, предъявляющими исключительно высокие требования ко всем, исключая самого себя. В идеале обучение на программе МВА дает возможность заниматься и самопознанием, и личностным ростом, и развитием навыков межличностного общения. То, что это не все понимают, к сожалению, дефект излишне технизированного общества, настроенного на мгновенный результат.

С развитием рыночного гражданского общества будет расти значение качественной подготовки менеджеров, в том числе со стороны собственников бизнеса. Бизнес развивается по определенным законам, компании переживают кризисы в соответствии с закономерностями бизнеса, и в определенный момент приходит время профессионалов.

Анна Мустафина, заместитель директора по маркетингу Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

Как показывает опыт нашей бизнес-школы, знания, полученные на программе МВА, во многом меняют мышление любого руководителя. Они не ограничивают его решения рамками определенных стандартов, а дают широкий набор уже проверенных на практике других компаний методов, полученные навыки значительно расширяют возможности применения полученных знаний на практике. По окончании программы МВА выпускник может оценивать проблемы компании более разносторонне, с различных точек зрения; он может без затруднений сменить профиль деятельности, что зачастую и происходит.

Действительно, существуют люди с врожденным предпринимательским талантом, такие как Билл Гейтс, которые добились успеха в бизнесе лишь благодаря своим личным качествам. Но, как известно, таких «самородков» всего лишь 5% населения земного шара, а потребность в квалифицированных руководителях как среднего, так и высшего звена гораздо больше. К тому же «талантливый предприниматель» и «профессиональный руководитель» далеко не всегда синонимы. Программа МВА рассчитана именно на тех людей, которые хотят профессионально заниматься управлением как компанией в целом (стратегический менеджмент), так и ее подразделениями или отдельными направлениями деятельности (финансы, маркетинг, человеческие ресурсы и т.д.). Хотя и прирожденным предпринимателям, на мой взгляд, было бы полезно пройти обучение на МВА для актуализации и систематизации имеющихся знаний и приобретения полезных связей.

Нас очень интересует, как развивается карьера наших выпускников. Нам важно понять, насколько оправдались надежды наших слушателей и увенчались успехом наши труды? Пригодились ли выпускникам полученные на программе знания?

Если взглянуть на данные анкетирования наших выпускников, то мы увидим весьма обнадеживающие цифры: 62% слушателей сменили место работы с повышением, 16% сразу после окончания бизнес-школы продвинулись по карьерной лестнице в своей компании, 19% сменили профиль деятельности и только у 3% слушателей все осталось без изменений.

МВА способствует росту профессионализма руководителя и его значимости как специалиста. Разумеется, растет и его самооценка, а вместе с ней и требования по зарплате. Не все работодатели считают подобные изменения в запросах оправданными. Но что их останавливает – это, на мой взгляд, даже не завышенные зарплатные ожидания специалистов со степенью МВА, а то, что они «рвутся в бой», стремятся как можно скорее применить полученные знания на практике. Зачастую предлагаемые ими методы решения задач, стоящих перед компанией, настораживают консервативно настроенных руководителей, ждущих от своих подчиненных не проявления инициативы и творческого подхода к работе, а строгого выполнения своих рутинных обязанностей. Но таким работодателям надо меняться, им необходимо пересмотреть свое отношение к МВА. Подобные изменения уже происходят, все чаще «наличие диплома МВА» выступает обязательным требованием к кандидату на руководящую должность, а нестандартный подход и инициатива не «наказываются», а поощряются.

Виктор Орехов, начальник отдела маркетинга Международного института менеджмента ЛИНК

В среде работодателей сегодня происходят сложные процессы, связанные с включением в управленческие структуры выпускников МВА. Если в высшем звене управления компанией мало специалистов со степенью МВА или другим управленческим образованием, то к человеку, имеющему фундаментальные знания в области менеджмента, будут относиться настороженно. Но, попав в организацию, они достаточно быстро продвигаются по управленческой лестнице, достигают высших должностей и после этого отношение к дипломированным менеджерам значительно улучшается.

Наши коллеги из Открытого университета Великобритании говорят, что настоящий спрос на МВА начнется после того, как значительное число менеджеров, получивших эту степень, займут руководящие кресла в компаниях. По их оценкам, для этого должно пройти около 10 лет от первых выпусков. В западных компаниях этот процесс уже пройден и к менеджерам со степенью МВА относятся положительно. Пройдем его и мы.

Наш опыт и опыт наших коллег свидетельствует, что потребление обучения в области менеджмента крупными компаниями переменно по времени. Они могут обучить двести–триста человек и снизить активность. Обученные специалисты продвигаются по управленческой лестнице, перемещаются в смежные структуры, инициируют обучение других менеджеров и снова появляется интерес к массовому обучению. Такого рода колебания мы наблюдаем на примере таких компаний, как «Норильский Никель», КамАЗ, ПРОТЕК, РУСАЛ. Подобные процессы характерны и для западных компаний.

Сейчас число студентов МВА в России растет примерно на 1000 человек в год, и это неплохой темп роста. Но знания в области управления наиболее востребованы в условиях высокой конкуренции и быстро меняющихся внешних условий, когда одного опыта начинает не хватать, когда нужно уметь предвидеть события до того, как они произошли. Думаю, после вступления России в ВТО эти факторы значительно обострятся и приведут к повышению спроса на выпускников МВА и росту скорости их движения по управленческой лестнице.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Виктория Панфилова

В Астане военные самолеты будут обеспечивать безопасность российского президента

0
947
Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Дмитрий Тараторин

Президент Белоруссии провел в Исламабаде переговоры и дал дружеские советы

0
903
В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

0
608
ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

0
493

Другие новости