0
973
Газета Образование Интернет-версия

04.03.2005 00:00:00

Научно-образовательный модерн

Тэги: образование, исследования, наука, гугн, реформа


образование, исследования, наука, гугн, реформа Занятия по криминалистике в Российском новом университете. Теперь исследованиями будет заниматься не только профессорский состав, но и студенты.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

В здании президиума РАН торжественно отметили рождение Научно-образовательного комплекса в области гуманитарных и социальных наук – по сути, первого официально одобренного исследовательского университета в России.

Как читатель наверняка знает, на Западе наука делается либо в университетах, либо, как в США, еще и в немногочисленных национальных центрах. Россия же в области организации исследовательского и образовательного процессов всегда шла по своему пути. Может быть, еще Петр I ошибся (а может, и нет, все это сослагательное наклонение), основав в свое время не университет, а академию, хотя университет тоже предполагалось создать и он как раз входил тогда в нее составной частью. На самом деле, разделение науки и образования было заметно уже тогда, но на результаты это особенно не влияло и худо-бедно все шло так до октябрьского переворота, когда под предлогом смычки этих двух систем их практически окончательно разделили – по весьма прагматическим соображениям.

Тем не менее тяга ученых к профессуре и профессоров к исследованиям никогда не иссякала, и вопрос объединения науки с образованием, особенно в последние полтора десятилетия, интересовал их довольно остро. И на самом деле, несмотря на все юридические препоны (вуз, по теперешним законам, не имеет права заниматься исследованиями), такая интеграция во многих местах существовала и существует – в МГУ, в Питере, в Казани, в Ростове, в Новосибирском академгородке и так далее.

Одной из граней научно-образовательной реформы, или, как сейчас власти стыдливо ее называют, «модернизации», была как раз интеграция обоих процессов. Несколько месяцев назад – мы об этом писали – в Москве проходила российско-американская конференция по тому, как обустроить науку в исследовательских университетах. И ученые, и власти с очень большим энтузиазмом тогда к этому отнеслись. И вот – первый росток научно-образовательного модерна. Государственный университет гуманитарных наук первым создает юридическое нечто, что называется Научно-образовательным комплексом и приравнивается к исследовательскому университету.

Государственный университет гуманитарных наук с аббревиатурой ГУГН не слишком широко известен, он даже не имеет собственного здания, хотя имеет множество студентов, а в качестве преподавателей очень профессиональных ученых. Но по стечению обстоятельств именно поэтому ему сам Бог велел возглавить научно-образовательную эстафету.

«Если не считать нескольких арендованных помещений, – сообщил корреспонденту «НГ» ректор университета академик Александр Чубарьян, – все наши факультеты располагаются на территориях одноименных академических институтов: факультет психологии – в Институте психологии РАН, факультет философии – в Институте философии РАН и так далее. Все это академия вот уже в течение десяти лет предоставляет нам бесплатно. Поэтому мы имеем лучших преподавателей, а студенты – возможность работать в лучших лабораториях. То есть с самого начала наш университет был прообразом того, который можно назвать исследовательским. Теперь мы решили сделать еще один шаг».

Шаг этот заключается в создании нового юридического лица – вот этого самого Научно-образовательного комплекса. Учредители – Минобразнауки, Российская академия наук и те институты, на территории которых располагаются факультеты.

«Мы долго думали, прежде чем прийти к такому решению, – рассказывает академик Чубарьян. – Нам говорили: если вы образуете новое юридическое лицо, то надо ликвидировать старые. Это, конечно, было невозможно – как можно уничтожить академические институты психологии, философии, социологии, Институт США и Канады и так далее? Решили всех сделать учредителями, а над ними (или под ними) – комплекс».

Теперь ученые советы институтов и находящихся на их территории факультетов ГУГН объединяются. Объединяются аспирантуры, объединяются созданные во имя присоединения к Болонскому соглашению балакавриаты и магистраты, в которых, как показалось корреспонденту «НГ», мало кто из наших что-нибудь понимает и уже успели наломать дров; образуются системы повышения квалификации или, по современной терминологии, поствузовского образования, что, впрочем, одно и то же, а главное – каким-то образом облегчается преодоление юридических запретов на проникновение науки в образование и обратно.

Также на второй план уходит этикетка «ГУГН», изобретение чиновников, понятия не имеющих о строении русского языка, а на первый план выходит Научно-образовательный комплекс, упоминаемый в не менее грамотных бумагах правительства, и «исследовательский университет», особо подчеркиваемый в бумагах Минобразнауки, занимающегося сейчас модернизацией науки и образования.

Тут, уважаемый читатель, последует незначительное апропо. Исследовательский университет, по всем канонам западной науки, есть университет, в котором не только обучаются студенты, но и проводятся исследования – в США даже устанавливается отношение – 60:40 в пользу исследований. Наш первый исследовательский университет отвечает этому требованию с точностью до наоборот – не при университете проводятся исследования, а при исследовательских институтах проводится обучение студентов. Но злорадно предрекать кончину нового начинания «Исследовательский университет a la Russe» у нас нет никаких особенных оснований – у ГУГНа позади 10 лет успешной работы. Конечно, могут быть различные неожиданные конфликты интересов между исследователями и профессорами при слиянии их структур, но это и простительно – первый блин всегда комплексом. Так что даже подстраиваясь под западные образцы, мы опять идем своим особым путем – что разумно, хотя и немножко забавно.

Юридические тонкости, о которых мы упоминали, академика Чубарьяна нисколько не смущают. «Через 2–3 месяца, – уверен он, – они будут преодолены и к сентябрю Научно-образовательный комплекс обязательно начнет набирать студентов».

Первый – всегда первый и всегда требует своих привилегий. Так и здесь. Поскольку модернизация науки и образования в понимании наших властей означает в первую очередь значительное сокращение количества НИИ и вузов, а значит, будет конкурс на соответствие неким стандартам, то эти стандарты вызвался устанавливать именно ГУГН, это особенно подчеркивал Чубарьян. Может быть, в этом и заключается основная причина превращения университета в какой-то комплекс.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1385
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
877
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
622
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
865

Другие новости