Отношение работодателей к современной системе профессионального образования выясняла общероссийская общественная организация «Деловая Россия». В ее опросе приняли участие руководители предприятий и организаций из разных отраслей экономики: машиностроения, нефтегазовой отрасли, производства мебели, пищевой промышленности, легкой промышленности, торговли, сферы обслуживания, медицины, фармацевтики, финансов, страхования, банковского дела, связи и др. География участников – 30 городов России от Благовещенска до Ростова-на-Дону. Цель исследования – обозначить основные проблемы профессионального образования с точки зрения работодателей.
Эффективность высшего образования оценена работодателями в целом выше, чем среднего профессионального, а того, в свою очередь, выше, чем начального профессионального. Между тем сама работа учреждений профобразования оставляет желать лучшего. Первая и главная причина этого явления – в низкой квалификации преподавателей. Отсутствуют преподаватели – специалисты в своем предмете, особенно обучающие основам бизнеса.
Большинство опрошенных бизнесменов уверены, что проблема квалификации педагогических кадров тесно связана с проблемой несоответствия учебных программ требованиям современной ситуации. Многие руководители жалуются на негибкость учебных программ, их несоответствие требованиям рынка труда.
Бакалавриат и магистратура – явления новые и, по мнению участников опроса, «создают для всех исключительную путаницу, потому что бакалавриат, по-нашему, это еще не высшее образование, а магистратура – это не магистратура в западном ее понимании». «Молодые и талантливые ребята выходят с магистерским дипломом. У них очень много знаний, высокие амбиции, но практического опыта нет...» Работодатели предлагают специалисту сначала поработать, приобрести опыт, и потом, если он хочет стать управленцем, специализироваться в финансах, маркетинге, PR, и идти в магистратуру.
Абсолютно все работодатели считают крайне важным для себя взаимодействие с системой профобразования. Российский бизнес сейчас вступает в такую фазу своего развития, когда вопрос кадров стоит остро. Некоторые руководители отмечают, что уже сегодня испытывают «кадровый голод». Для других эта проблема в настоящее время, может, и не столь значима, но они понимают, что в скором времени им также придется с ней столкнуться. «При этом, – отмечают они, – в данный момент взаимодействия между вузами и работодателями практически нет. Работодатели не могут сформулировать заказ на тех специалистов, которых они хотели бы видеть у себя по окончании вуза, а вузы продолжают выпускать псевдоспециалистов».
Что предлагают в этом случае респонденты? Из наиболее эффективных форм взаимодействия работодателей и системы профобразования называют: подачу предприятием заявки в учебные заведения на специалистов определенного профиля, прохождение практики на предприятии, в том числе и преддипломной, стажировки. Некоторые даже готовы формировать заказ, «излагая свои требования образовательным учреждениям, и вкладывать деньги в целевую подготовку специалистов», оказывать материальную поддержку как отдельным учащимся, так и образовательному учреждению в целом. Выражают готовность участники опроса и лично выступать в учебных заведениях с лекциями и мастер-классами (особенно по вопросам бизнеса).
Но совсем мало участников опроса пожелали принять участие в оценке качества образования учреждений, войти в состав попечительских советов учебных заведений и участвовать в открытии новых специальностей. (Кстати, Минобразнауки как раз рассчитывает на помощь такого рода от бизнеса!)
Тормозит развитие профобразования нормативно-правовая база. «Государство должно создать законодательную базу, обеспечивающую воспроизводство кадров, разработать и утвердить соответствующие правовые документы», – говорят руководители. Кроме того, по мнению работодателей, сегодня «нет таких законов, которые позволили бы четко регулировать долгосрочные отношения между вузами и работодателями». Конечно же, эксперты высказываются и за создание системы льготирования компаний, помогающих образовательным учреждениям.
Еще один общий вывод таков: для российского образования характерен дисбаланс – очень высокий уровень теоретических знаний при явной недостаточности практической составляющей. Многими указывается, что система образования продолжает давать фундаментальные знания очень высокого уровня. Однако эти знания зачастую не являются собственно профессиональными, они носят скорее общий характер.
Руководителям не выгодно брать на работу специалиста без опыта работы. Однако если сотрудник с недостаточной квалификацией и опытом все-таки принят, чаще всего его обучение происходит непосредственно на рабочем месте. Компании с большими возможностями ориентированы на западные подходы к обучению персонала. Они устраивают специальные образовательные центры у себя на предприятии, проводят стажировки (в том числе за рубеж), семинары и тренинги и пр.