Руководителям органов образования придется еще раз сесть за парту, чтобы пройти курсы менеджмента.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Крупное (по географии участников) совещание прошло в государственном научном центре России «ВНИИМЕТМАШ». Министр Андрей Фурсенко – сторонник «выездных» совещаний – и в этот раз оказался верен себе и ближе к народу. И глав управления образованием почти всех регионов России принимал в научном центре. Разговор с региональными начальниками у министра получился. В том смысле, что стороны утрясли сложности недопонимания, связанные с реализацией программы модернизации рособразования на современном этапе. Например, стало ясным, почему некоторым региональным управленцам от образования сегодня не хватает денег. (Напомним, что в ведение субъектов Федерации переданы техникумы и ПТУ.)
Как образно заметил директор департамента госполитики в сфере образования Исаак Калина, происходит это так, потому что представители некоторых региональных органов образования и руководители финансовых органов управления этих же регионов живут на «разных планетах»... И пояснил. Руководители образования Ленинградской области, например, сегодня ставят вопрос об острой нехватке финансирования. А по информации Минфина, представители финансовых органов области даже не обращались в Минфин РФ с расчетами и обоснованиями по недостаточности средств.
Ситуация типичная, по выражению Исаака Калины, и говорит не столько о разобщенности действий местных властей, сколько об инертности органов управления образованием. Может, поэтому, как отметили на совещании многие, вопрос экономического образования управленцев органами образования – это отдельная и большая проблема.
Кроме того, как подчеркнул руководитель Федерального агентства по образованию Григорий Балыхин, вопреки нервным слухам о недофинансировании передаваемых регионам техникумов и ПТУ, дело тоже обстоит ровным счетом наоборот. В большинстве субъектов Федерации (где передача уже прошла) финансирование возросло. В Мурманской области, например, бюджет на финансирование ПТУ в 2 раза больше, чем был.
Опровергли министерские чиновники и слухи о том, что федеральная власть ни за что не допустит перепрофилирования ПТУ. Опять же все в точности наоборот. Министр Фурсенко как раз и заинтересован в реструктуризации ПТУ. А не допустить здесь, по словам Андрея Фурсенко, важно только одного, чтобы ПТУ не ушли из системы образования. Кого и каких специалистов нужно готовить – решать самим регионам. Действовать всем придется полностью самостоятельно. И даже показательные примеры, которые привел Григорий Балыхин по Москве (из 184 ПТУ и техникумов Москва в течение полутора лет создала 61 колледж по территориально-отраслевому принципу), едва ли глубинке помогут. Потому что на периферии все иначе: в крупных областных центрах расположены вузы и ссузы, а во всех остальных населенных пунктах – ПТУ. Объединения (как в Москве) просто быть не может. В общем, от регионов потребуют большой доли творчества.
Правда, с «творчеством» здесь надо осторожней... По данным министерства, сегодня более 70% выпускников школ хотят учиться в вузе. Стране же нужно, чтобы 80% молодых людей шло учиться в ПТУ. В условиях приближающегося демографического провала, когда количество выпускников школ будет равным количеству мест в вузах, некоторым местным начальникам (от отчаяния!) грезятся министерские указы и циркуляры, ограничивающие число абитуриентов, подающих заявления на прием в вузы. А то и вовсе поступают министру советы о закрытии части вузов. Местных начальников понять можно – в регионах скоро просто некому будет работать. Министр Андрей Фурсенко, напоминая всем о демократическом выборе России, мысль «силового» разрешения проблемы, конечно же, отвергает. Хотя порядок с псевдовузами наводить, похоже, собирается.
Впрочем, творчество регионов может ограничивать и другое обстоятельство. Как заметил представитель Татарстана, сегодня главы города и района назначают своих руководителей образования сами. И если уходит в отставку мэр, тут же увольняют руководителя образования, невзирая на заслуги последнего. Значит, нужно что-то решать... В общем, заслушав представителей субъектов РФ, министр предложил регионам подумать и в самый кратчайший срок внести свои предложения по реализации программы модернизации, одобренной правительством. Потому что пути назад, по выражению Андрея Фурсенко, просто нет.
Судя по всему, центр тяжести образовательной политики РФ сегодня переносят в регионы. Кстати, вот и конкурс «Учитель года», похоже, меняет место своей прописки. И проводиться впредь он будет в городе, откуда прибудет победитель конкурса.
Настраивая регионы на работу, министр образования и науки РФ поднял вопрос воспитания молодежи. Молодые люди (как показали мониторинги, заказанные министерством) сегодня выбирают профессию в основном неосознанно. Тем самым как минимум на пять лет откладывая решение главного вопроса своей жизни. Вторая сторона медали, молодые люди зачастую не связывают свою будущую профессию с пользой для государства. Многие запросто готовы поменять непростую жизнь в России на сытную за рубежом. Между тем как Россия, по оценкам западных экспертов, становится в карьерном плане выгодной и успешной страной. Главное, заявил министр на совещании, необходимо изменить пессимистический настрой молодых людей, выбирающих начальное и среднее профобразование, перестроить их психологию неудачника. Просто крайне нужен обществу позитив. Молодой человек должен получать образование, которое позволит ему уважать себя и считать себя самодостаточным. Несмотря на некоторую пафосность речи, по существу министр прав. Вопрос только – как? Как внушить молодому человеку, что он не просто тащит камень (будь этот камень не ладен!), не заколачивает деньги, а строит Домский собор.