На Западе обучение на протяжении всей жизни уже стало нормой. У нас все только начинается...
Фото предоставлено пресс-службой Intel
О приоритетах образовательной политики доложил вчера на правительстве министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. А накануне генеральная репетиция доклада состоялась на первом совместном заседании Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО), совета Российского союза ректоров и президиума Союза директоров средних специальных учебных заведений России. Если три такие серьезные организации собрались вместе да еще для выработки совместного решения, надо полагать, тема для обсуждения – просто архиважная. Фактически так оно и есть.
Если коротко говорить о том, что показало совместное заседание, – у нас есть министр образования, а не просто министр образования и науки. И у него есть свое четкое видение системы образования страны и план дальнейших действий. А совместный документ, который выработали три собравшиеся авторитетные структуры, фактически слабее доклада министра – по признанию самих участников заседания.
Так чем, собственно, «взял» высокое собрание министр. Во-первых, амбициозностью планов. В понимании министра Фурсенко, образование – это фактор геополитики. Кто успел занять «теплое» место в мировом образовательном пространстве, тот успешен. Уступить поле, на котором играл еще недавно (имеются, очевидно, в виду страны СНГ), – проиграть дважды. Во-вторых, Фурсенко хочет сделать людей успешными. Через улучшение качества жизни народа быстрей можно решить социальные проблемы. Во внутренней образовательной политике приоритеты хотят дать развитию системы профессионального образования. При этом население должно знать, что одно базовое образование уже не обеспечивает человека на всю оставшуюся жизнь. Садиться за парту всем придется множество раз. В-третьих, воспитание – не сопутствующая образованию задача, а «вторая сторона медали». Компьютеризация школ тоже остается на пике интереса. Таких Федеральных целевых программ, как «Электронная Россия», должно быть больше.
В общем, если образно говорить, чем отличается политика нынешнего министерства от предыдущего, то ситуацию можно сравнить с историей про графиню, которая хотела, чтобы революция сделала всех богатыми. Министр Фурсенко, как та графиня, хочет всех видеть богатыми и свободными. И поэтому сферу образования полагают сделать привлекательной для инвестирования. А общее образование обязано быть не только доступным для всех, но и качественным опять же для всех. План, как этого добиться, у министра есть. План этот разумно эгоистичен. В истории еще не бывало случая, когда от реформ выигрывали бы все. Кто-то все равно почувствует себя ущемленным. Вопрос – какая именно это будет часть людей? Министерство, разумеется, хочет, чтобы от нынешнего плана действий выиграла значительная часть населения страны. Как получится – увидим скоро.
Фактически все, кто выступал после министра, не возражали, а дополняли или аргументировали его тезисы. Исключение составили разве что академики Российской академии наук (РАН), которых, конечно же, не устраивает, что мы стали «обществом потребления». Они же и напомнили собравшимся, что образование плохо поддается рыночной конъюнктуре, и выразили опасения, как бы «сфера образования не стала предметом наживы для проходимцев».
Финансовую сторону вопроса доверили освещать сопредседателю РОСРО Ярославу Кузьминову. РОСРО подготовил предложения о финансовых механизмах сферы образования, включающие в себя нормативное подушевое финансирование образовательных программ, финансирование учебных заведений на основе среднесрочных программ, финансирование подготовки кадров на основе субвенций и субсидий, образовательное кредитование граждан и финансирование научных исследований в высшей школе.
Механизмы реализации направлений реформы Кузьминов предложил дополнить предложениями о сохранении и развитии косвенных финансово-экономических инструментов государственной поддержки – налоговых и иных видов преференций. Вся мировая практика свидетельствует, что эффективность системы образования в существенной степени обеспечивается за счет широкого спектра налоговых и других преференций образовательным организациям и учреждениям, а также предприятиям, направляющим инвестиции в систему образования.
Основной тезис при рассмотрении темы платности образования у Ярослава Кузьминова был таким – бесплатного образования нет... И этот момент мог бы стать горячей точкой дискуссии на высоком собрании, но не стал┘ Пожалуй, только в самом конце заседания последовало обращение к ректору МГУ имени М.В. Ломоносова Виктору Садовничему. Выступающий попросил Садовничего отстоять бесплатное среднее образование. Что ректор пообещал выполнить.