Проводимое сегодня реформирование системы исполнительной власти необходимо. Однако многие мероприятия реформ, как всегда в России, проводятся «революционным» способом, например, «ревизия» образовательных учреждений высшей школы, которую инициирует Министерство образования и науки во главе с Андреем Фурсенко. По словам министра, необходимо прекратить деятельность вузов, не обеспечивающих должного качества подготовки специалистов. В комплексную проверку вузов входит процедура всероссийского тестирования остаточных знаний. Тестировать студентов будут по дисциплинам предшествующих курсов. Не грозит оно только первокурсникам.
Вот только кто из чиновников министерства помнит, что он проходил на первом курсе? Системой тестирования остаточных знаний нельзя отследить, кто станет успешным профессионалом. Заметим, что до настоящего времени образовательное сообщество не выработало критериев оценки остаточных знаний. Их контроль с помощью тестов противоречит концепции управления качеством – TQM (Total Quality Management), что удаляет нас от общеевропейских процессов интеграции в сфере высшего образования. Это шаг назад по сравнению с прежними министерскими методами мониторинга качества образования по критериям, близким к применяемым Европейским фондом управления качеством.
Кроме того, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» вуз должен отчитываться только своими выпускниками, конечным «продуктом» обучения. Вместе с тем министерская «чистка» вузов отрежет пути к образованию многим молодым людям. Это при том, что мир движется к экономике знаний и формирование российского рынка высоких технологий невозможно без обеспечения массового высшего образования. Образовательное сообщество ставит перед властью ряд вопросов. Правомочно ли закрыть вузы, ранее прошедшие все аккредитационные и лицензионные процедуры, если студенты покажут плохие результаты при комплексной проверке? Кому выгодно устранение конкуренции на отечественном рынке образовательных услуг? И главное, насколько подобные мероприятия отвечают образовательным потребностям российского общества? Качество образования складывается из качества образовательных услуг и качества знаний студентов. Качество образовательных услуг зависит от преподавательского состава и дидактико-технологической организации учебного процесса в вузе. Качество знаний учащегося определяется его интеллектуальным потенциалом, мотивацией и условиями жизни. Для министерства, видимо, параметром оценки качества образования выступает только качество знаний.
Но успешность элитного вуза, показавшего лучшие результаты в процедуре остаточного тестирования, во многом объясняется высоким порогом поступления. И даже в министерский модуль комплексной проверки заложен показатель, касающийся вступительного конкурса. Чем он выше – тем больше вузу очков от министерских чиновников. Но нельзя решить проблему активизации интеллектуальных ресурсов страны за счет жесткого отбора абитуриентов. Все граждане нашей страны имеют конституционное право на образование. В том числе и на высшее, даже если они не гении. И в этой нише работает «массовый» вуз. Такой вуз, студенты которого начали обучение с наименьшим багажом знаний, делает ставку на обеспечение высшего качества образовательных услуг. Критериями в оценке «массового» вуза должны выступать показатели организации учебного процесса: образовательные технологии, информационно-коммуникационное обеспечение учебного процесса, организационные инновации, применение результатов научных исследований в области педагогики.
Вклад вуза в интеллектуальный потенциал страны осуществляется именно за счет его эффективной деятельности, а не за счет «селекции» молодежи, выдаваемой за классические принципы работы элитных учебных заведений. В интересах российского общества для проверки деятельности вузов должна быть выбрана методология, способствующая переходу к массовому высшему образованию. Закрытие вузов приведет не к улучшению, а к ухудшению качества знаний в масштабе страны, поскольку сокращение высших учебных заведений устранит конкуренцию между ними.
В настоящий момент половина вузов в России – коммерческие. Образование уже стало сектором экономики страны. И сами студенты, платя за образовательные услуги, голосуют деньгами за существование того или иного вуза. Россию действительно через несколько лет ожидают пустые аудитории в вузах. Это непременное следствие спада рождаемости, пришедшегося на конец 1990-х. Но какие вузы будут востребованы – выбирать не государству. Пора отойти от регулирования деятельности высшей школы насильственными методами. Речь о закрытии может идти только в отношении слабых государственных вузов, финансируемых из кармана налогоплательщиков. Качество образования, то есть вес диплома на рынке труда, оценивается потребителем – абитуриентом. Таково противоречие между реальностью рынка образовательных услуг и монополистической политикой, заявленной министром.