Эксперимент по Единому государственному экзамену перешел в новую фазу, в фазу его «поэтапного внедрения» по всей стране. Поэтому слово «эксперимент» применительно к ЕГЭ впредь можно не употреблять. Об этом, и еще о том, что в 2005 году экзамен попробуют 78 регионов РФ, заявил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Болотов.
Итак, вопрос «быть ли не быть ЕГЭ?» уже не корректен. А все проблемы, возникающие при внедрении единого экзамена, нужно решать, по мнению руководства министерства, не только внутри системы образования, а и привлекая к сотрудничеству общественные силы. Поэтому Виктор Болотов предлагает создать в самое ближайшее время некий общественный совет по проблемам ЕГЭ. В работе этого органа смогут принять участие любые заинтересованные лица: деятели культуры, бизнесмены, журналисты и прочие. Все процедуры и технологии ЕГЭ будут отработаны уже в 2005–2006 годах во всех субъектах РФ. Переход на «штатный режим работы» планируется в 2008 году. В настоящее время готовятся документы, официально закрепляющие эти намерения Министерства образования и науки.
Что будет после введения ЕГЭ? Минобразнауки утверждает, что все будет хорошо. Правда, не всем и не сразу... Например, по выражению самого Виктора Болотова, «тройка» перестанет быть легкой добычей выпускника, если будет одобрено предложение об отмене системы «+1 балл». Ранее школьник, участвующий в эксперименте по единому экзамену, был в режиме наибольшего благоприятствования: итоговая оценка шла по лучшему результату. То есть школьник мог не решить ни одного задания, а получить в аттестат липовую тройку, которая ему выставлялась по итогам года. Теперь такая ситуация исключена. Правда, остается все же решить судьбу двоечников. Ведь, по официальной статистике, стабильные 20% российских школьников не усваивают школьный курс по математике. Впрочем, возможно, выходить двоечникам на улицу с требованиями облегченной жизни пока рано. По крайней мере форма сдачи обязательного экзамена в ближайшие годы возможна в двух вариантах: ЕГЭ или традиционный. А там – все будет ясно... Ведь до сих пор не прекращены попытки «упрощения» курса школьной математики. Авось, кривая и вывезет. Несмотря на мажорный настрой руководства Минобразнауки и его сторонников, несогласные с «поэтапным внедрением» единого экзамена еще не перевелись. В ЕГЭ-2005, например, никак не участвует Нижегородская область. С учетом того, что в данном регионе хорошее вузовское образование и стабильно высокие показатели по среднему, задуматься есть над чем. Ведь не зря, например, компания INTEL открыла в Нижнем один из самых своих крупных научных центров.