Заявки на компьютеризацию своих сельских школ уже прислали 83 региона.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Осень в России – период активности общественного самосознания. Может, причиной тому генетическая память поколения... Вот и организованный властями Всероссийский форум «Образовательная среда-2004», завершивший работу несколько дней назад, проходил на фоне повышенной возбудимости народных масс. Митинговали студенты, недовольные «антисоциальной политикой нынешнего Министерства образования и науки». Сказать свое веское слово активно готовилось и руководство профсоюза учителей. К ним же готовы были примкнуть профсоюз работников и преподавателей системы высшего образования РФ.
Профсоюзные деятели подготовили требования двукратного повышения зарплаты работникам образовательной сферы федерального подчинения. Ответ профсоюзам дал на открытии форума руководитель Федерального агентства по образованию Григорий Балыхин. «Возможности бюджета-2005 позволяют повысить оклады бюджетникам образовательной сферы с 1 января 2005 года на 20%, (по коэффициенту 1,2), а с июля того же года – на 30% (по коэффициенту 1,3)», – сказал он. Такой скорый ответ Балыхина фактически предопределил судьбу акции протеста, планируемую профсоюзами на 20 октября. Выводить в этой ситуации людей протестовать, возможно, уже никто не будет. Впрочем... наверное, все понимают, что гарантии повышения окладов сегодня даются на федеральном уровне. Сотрудникам образовательных учреждений регионального и муниципального подчинения придется рассчитывать на улучшение материального благополучия только в зависимости от финансовых возможностей своего субъекта РФ или муниципального образования. И в ближайшее время, как заявил Григорий Балыхин, «отраслевая система оплаты труда работать не будет», это связано с недостаточным уровнем индексации зарплат работникам образовательной сферы субъектов Федерации и муниципальных образований.
Недовольство преподавательско-профессорского корпуса вызвано прежними причинами – приближающимися коренными изменениями в структуре и содержании высшего образования России. Проводимые правительством мероприятия косвенно или явно свидетельствуют о том, что скоро высшее образование станет для большинства граждан России платной услугой. Правительство сегодня акцентирует свое внимание на оптимизации структуры образования. В ближайшее время на уровень регионов будут переданы 50% ПТУ и средних профессиональных образовательных учреждений, столько же останется на федеральном уровне. Преподавательскую общественность беспокоит, что тот же самый процесс возможен и в системе высшего образования России. Упреждая возможную критику, глава Федерального агентства (все на том же форуме) подчеркнул, что Минобразнауки будет рекомендовать региональным руководителям образования оставить в сохранности передаваемые им учебные заведения. Скепсис по поводу этой реплики вполне уместен. Вряд ли регионы смогут выполнить то, чего от них просят... Иным словом, зачем им в таком случае давали самостоятельность в решении этих вопросов. К слову сказать, списки передаваемых ПТУ и техникумов уже есть, их, правда, должно еще утвердить правительство РФ. Окончательно вопрос решится уже в октябре этого года.
Судя по лозунгам митингующих, больше всего общественность беспокоят эксперименты в образовании. А вот Минобразнауки РФ беспокоит сегодня совершенно иное. Во-первых, приоритетным направлением считается поддержание материально-технической базы. «По приблизительным подсчетам, на восстановление материально-технической базы образования необходимо около 80 миллиардов рублей. Реальные возможности значительно меньше. Минфин дополнительно выделил на следующий год 3,6 миллиарда, а всего в 2005 году предусмотрено истратить из федерального бюджета четыре миллиарда на капитальный ремонт и три – на оборудование», – говорит Григорий Балыхин. Большая часть направляемых средств пойдет в вузы, так как потребности их выше. Если материально-техническое обеспечение ПТУ – 100–200 тыс. руб. в год, то вуза – примерно 6 млн.
Во-вторых, серия пожаров в образовательных учреждениях и трагические события в Беслане принуждают министерство сегодня заняться вопросами безопасности школ. В прошлом году была принята специальная программа безопасности, на которую было выделено 270 млн. руб. из федерального бюджета. Всего по программе было запланировано потратить 2,6 млрд. руб., а реально израсходовали 1,2 млрд. Григорий Балыхин призвал руководителей к целевому расходованию средств на обеспечение безопасности. «Если бы, например, в махачкалинском интернате для детей-инвалидов была элементарная пожарная сигнализация, мы бы не потеряли 30 малышей, – заявил глава Федерального агентства. Кстати, в Северной Осетии многие родители учеников местных школ готовы сами охранять своих детей. Минобразнауки не возражает, но считает, что прежде родители должны пройти месячные курсы спецподготовки в частных охранных предприятиях. Вопрос, кто и за чей счет?
И, наконец, еще одно приоритетное направление деятельности министерства – информатизация, информатизация и еще раз информатизация... Но об этом много и подробно говорит всегда министр образования и науки Андрей Фурсенко.
Кроме того, по словам главы Федерального агентства по образованию, в стимулировании нуждаются сегодня работники образовательной сферы. Впервые на повышение их квалификации выделяются 120 млн. руб. «С одной стороны, это очень хорошо, поскольку без повышения квалификации, без постоянного роста никакая модернизация образования невозможна. Однако этих денег крайне недостаточно», – убежден Григорий Балыхин.
По его словам, также впервые удалось «выйти на расчетную потребность» наполнения библиотечного фонда. Всего на эти цели в следующем году будет израсходовано 1,4 млрд. руб., 500 млн. из которых – федеральные средства. С 2005 года увеличится и стипендиальный фонд. На федеральном уровне он составит 800 млн. руб. Всего же стипендиальный фонд увеличится на 1,8 млрд. рублей.
В то время как массы на улице бурно выражали свое «сознание», в рамках образовательного форума на одном из круглых столов обсуждали вопрос, как ответить «вызовам новой реальности» и как обезопасить образовательную среду от влияния ретивых СМИ. Пресс-секретари региональных структур образования делились со своими коллегами опытом работы по информационному сопровождению модернизации образования. «Впереди у системы образования как на федеральном, так и на региональном уровнях – множество экспериментов, требующих разъяснения среди школьников, родителей, педагогов: внедрение профильного и предпрофильного образования, портфолио учащегося, управляющих школьных советов. По-прежнему не остыла общественная дискуссия и по поводу единого экзамена, утверждения новых образовательных стандартов, присоединения России к Болонской конвенции... Без грамотной работы специалистов в области информации, активной разъяснительной работы среди потребителей образовательных услуг, организации профессионально-общественной экспертизы экспериментов эффективное развитие национальной системы образования будет невозможно» – таким был примерный ряд тезисов выступающих. Кстати, это еще одна статья расходов, связанных с экспериментами...
Прямо на выставке, работающей в рамках форума, одна из компаний провела для посетителей мини-ЕГЭ. Он состоял из десяти тестовых вопросов образца 2002 года по математике, биологии, химии и русскому языку. Проверить свои знания решились 400 человек, но, видимо, народ нынче пошел какой-то малограмотный... Никто из посетителей выставки так и не набрал 100 баллов. И всего пару раз на листке обработки данных появились заветные 90 и 95 баллов. Среднее же количество очков, зарабатываемых на тестах, – 35 баллов. То есть поголовное большинство посетителей оказались типичными троечниками... Напомним, что в 2003–2004 учебном году ЕГЭ сдавали 800 тысяч выпускников школ из 65 регионов России. В следующем году в 16 регионах России планируется перевести ЕГЭ в штатный режим, а в эксперимент включатся практически все регионы страны. В Москве ЕГЭ будет проводиться по всем предметам. Принцип добровольного участия в эксперименте сохранится.
Впрочем, не только ремонт, эксперименты и информатизация образования станут приоритетными направлениями Минобразнауки на 2004–2005 годы. В рамках форума прошло совещание руководителей региональных органов управления в сфере молодежной политики с участием министра образования и науки Андрея Фурсенко. По неофициальной информации, к 2006 году из всех ныне существующих федеральных целевых программ останутся лишь две, одна из которых – «Молодежь России».