Элитную школу легко вычислить по количеству автомобилей в ее дворе. Личные шоферы ждут «дорогих» чад...
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Общеобразовательная школа – самая продолжительная ступень в системе образования. В условиях значительного социального расслоения общества, низкого жизненного уровня значительной части населения принципы общедоступности и бесплатности основного общего образования должны быть дополнены принципом равных возможностей для учащихся в соответствии с их способностями. Принцип равных возможностей предполагает нивелирование социального статуса учащихся в стенах школы на основе государственно-муниципального финансирования. Этот принцип четко прописан в законах об общем образовании ряда развитых стран. Нивелирование социального уровня учащихся в рамках школы необходимо для здорового психологического климата в коллективе учеников и учителей, в обществе родителей.
Но у нас на практике проявляется тенденция социального расслоения учащихся в соответствии с социально-экономическим положением их родителей. Хотя создание частного сектора в области образования не несет явных отрицательных последствий для общества, тем не менее ряд развитых стран отказался от дифференцированной системы в образовании. Вред наносит и практика введения в ряде школ платных программ «углубленного» изучения предметов, организация особых (так называемых гимназических) классов для обеспеченных, якобы более способных учеников. По существу – это манипуляция школьными программами с целью дополнительной оплаты учителей. Слабый учет специфики школы в Законе РФ «Об образовании» обусловил возможность таких процессов, не поддающихся объяснению с точки зрения педагогики.
В процессе формирования состоятельной прослойки в нашем обществе естественно ее стремление создавать для своих детей так называемые элитные школы. Однако важно помнить, что с увеличением ножниц между уровнями обычных и элитных общеобразовательных учреждений не готовится необходимая в дальнейшем «среда обитания» для элиты, снижается степень востребованности ее в обществе.
Тенденция введения в школах платных программ в большей мере связана с изысканием дополнительных финансовых ресурсов для повышения оплаты учителей, чем с необходимостью образовательного процесса. Эти ресурсы необходимо формировать вне школы. Использование платных форм обучения в школе не решит проблему оплаты труда учителя, поскольку прослойка состоятельных граждан в России невелика, и часть их детей обучаются в частных учебных заведениях или за границей. В результате социального расслоения большая часть учащихся будет ориентирована на минимум в образовании, снизится зависимость статуса учеников от их способностей и прилежания. Положения о бесплатном преемственном образовании приобретают декларативный характер. Возникает психологический дискомфорт для учащихся и их родителей. Детские школьные годы превращаются в период стрессовой ситуации. Здоровье и психика детей от этого страдают.
Однако это не значит, что в школах невозможно вообще использовать форму платных услуг. Школа может оказывать услуги на платной основе населению, как это определено ст. 45 Закона «Об образовании». Возможно платное репетиторство для учащихся школы. Для расширения кругозора детей может использоваться платная форма индивидуальных занятий или в коллективах. В развитых странах на них приходится 1/3 свободного от школьных занятий времени учеников.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» государство гарантирует ежегодное выделение финансовых ресурсов в сферу образования – не менее 10% национального дохода. С развитием экономики значимость каждого процента консолидированного бюджета РФ, вложенного в сферу образования, возрастает. В настоящее время на одного обучающегося (во всех сферах образования) из консолидированного бюджета выделяется порядка 10 тыс. руб. в год. Этих средств явно недостаточно.
Для ощутимого улучшения положения в этой области необходимо принять общенациональную программу поддержки общеобразовательной школы сроком на 10–15 лет, пока экономика окрепнет и государство сможет выделять достаточные средства на развитие образования. Известна мировая практика решения важных задач развития на общенациональном уровне. Так, в Японии в 50-е годы прошлого столетия на основе национальной программы развивалось машиностроение, в 60-е годы подобным образом был осуществлен рывок в развитии электроники. Японским опытом заинтересовалась Франция. Благодаря руководящей роли государства в научно-техническом развитии ей удалось решить на национальном уровне вопросы разработки и освоения средств связи, ядерной энергетики.
Общенациональная программа призвана мобилизовать имеющиеся у общества финансовые, материальные и интеллектуальные ресурсы для максимально возможного поддержания системы общеобразовательных школ на основе добровольного участия организаций, предприятий, частных лиц.
В течение этих 10-15 лет предприятия, организации отчисляют, допустим, 1% в фонд поддержки общеобразовательной школы сугубо на добровольной основе. Эти средства суммируются со средствами государственного и муниципальных бюджетов на школьное образование и по существующей централизованной системе на уровне страны, региона, муниципалитета доводятся до школ. Отчисление установленного 1% сопровождается льготным налогообложением. Основная часть фонда поддержки сферы школьного образования должна быть направлена на повышение уровня оплаты учителей в централизованном порядке.
В связи с новыми требованиями аттестацию педагогических работников лучше перевести из школ в компетентный муниципальный орган с привлечением специалистов соответствующих профилей, способных оценить подготовку учителя.