0
1157
Газета Образование Интернет-версия

25.08.2004 00:00:00

МВА и Болонский процесс

Тэги: мва, болонский процесс, бизнес


мва, болонский процесс, бизнес Пока крупные российские компании предпочитают сотрудничать с зарубежными бизнес-школами, изменится ли ситуация в будущем? На снимке менеджеры ЮКОСа.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

Ежегодно рынок бизнес-образования в России прирастает новыми школами. Попробовать себя на этом поприще не прочь как классические старые университеты (надо же на чем-то зарабатывать!), так и новые негосударственные заведения. Особенной популярностью пользуется у «новичков» МВА (Мастер делового администрирования) – высшая ступень бизнес-образования. Между тем, по мнению специалистов, МВА – такой небольшой и такой ответственный сегмент рынка бизнес-образования во всем мире, что начинать сразу с него представляется несколько неправильным, а то и опасным со многих позиций. Особенно когда еще не вспахано полностью поле бизнес-образования России. И особенно сегодня, когда уже существующие школы покрывают спрос на МВА-образование с лихвой. «Толкотня» же на столь маленьком участке может привести только к одному – потере качества образования. Например, когда-то кто-то манипулирует демпинговыми ценами – вполне вероятна ситуация дискредитации самого отечественного МВА-образования. А это уже в условиях вступления России в единое образовательное пространство Европы (Болонский процесс) грозит отечественным бизнес-школам потерей позиций, завоеванных пусть и в течение совсем недолгого времени (15 лет), но зато ценой немалых усилий. Интересно, как руководители крупных российских школ оценивают такую ситуацию в бизнес-образовании? Мы попросили их ответить на наши вопросы.

Верно ли утверждение, что сегодня рынок МВА-образования в России перенасыщен? Как сегодня рассматривают (а может, и пересматривают) они партнерские отношения с иностранными бизнес-школами? Каким представляется бизнес-школам наш региональный рынок и какие формы работы эффективны на нем?

Михаил Иоффе, ректор «Синергии»

Возможно, кто-то сказал бы: «Да, перенасыщен». Кто-то бы опроверг это утверждение и привел бы данные, что примерно у 4,5 миллиона управленцев есть потребность сегодня в элементарных управленческих знаниях, но в разной степени. Я бы взял на себя риск заявить, что рынок бизнес-образования (и МВА, в частности) не перенасыщен, а «перегрет». Поясню, что я понимаю под этим. Поток потенциальных слушателей на МВА действительно стал меньше. Это общая тенденция. На программы МВА бизнес-школы принимают всех, кто платит. (Понятно, что спешат набрать людей, чтобы было финансовое обеспечение школ.) В результате образуется диспропорция. Ровно половине тех людей, которых сегодня берут на МВА, я бы не посоветовал идти на эти программы. По той простой причине, что эти слушатели еще не достигли такого профессионального роста, чтобы осваивать эту серьезную программу. Снижается уровень МВА, страдает ее качество. Ведь очень часто берут на МВА людей с разной подготовкой (с гуманитарной и с технической), а это неправильно. Сначала надо дать таким специалистам второе образование – экономическое, а затем уже МВА. И слушатели сегодня хорошо понимают это. У меня резко повысилось поступление на второе высшее. Но и здесь есть некоторая проблема. Сегодня многие школы практикуют «второй диплом». Это когда студенты поступают на второе высшее и одновременно ему засчитывают год МВА (2 года – на втором высшем и 1 год на МВА). Это всего лишь завуалированная, а то и прямая покупка диплома. МВА формируют навыки и стратегические помыслы, как развиваться бизнесу дальше. Просто совмещать их со вторым дипломом – дискредитировать идею МВА. То же самое касается и президентских программ переподготовки. Взаимозачитывать их – нонсенс. У них абсолютно разные форматы.

Нам не надо бояться аккредитовываться в международных ассоциациях. На мой взгляд, это вообще надо поставить во главу угла партнерства. Международная аккредитация – это сотни наших слушателей на сайте, например, АМВА вкупе с их зарубежными коллегами. Они могут между собой кооперироваться, обмениваться информацией, что немаловажно для бизнеса вообще. Сегодня я лично недоволен тем, как складываются отношения российских школ с зарубежными партнерами. Почему? У некоторых наших школ зарубежные партнеры это те школы, которые в своей собственной стране занимают не самые выгодные позиции. И когда мы выходим на престижные школы с мировыми именами, нам зачастую ставят это в упрек. Есть несколько вещей, которые не будет делать серьезный партнер. Он никогда не будет делать совместные программы, потому что не сможет проконтролировать их качество. А он боится потерять свои качество и брэнд. И он не будет открывать никаких филиалов. Опять по той же причине. Обмен программами, профессорами – пожалуйста. Сегодня наметилась еще одна тенденция, которая меня пугает. К нам сегодня все западные школы идут с одной целью – захватить нашу нишу, потому что их рынок бизнес-образования перенасыщен. Сегодня 70% совместных программ на нашем рынке дают выгоду западному партнерству, и только 30% – нашим. Другими словами, на нас зарабатывают. Мы должны выходить на равные, партнерские отношения.

Для нас регионы интересны. Недавно мы подписали соглашение с EFMD (Европейский фонд развития менеджмента) по объединению усилий по совершенствованию стандартов качества в сфере обучения менеджеров России. Сразу же оговорюсь, что условия аккредитации бизнес-школ в EFMD (EQUIS) очень жесткие. Они требуют, чтобы в группах было не менее 35% иностранных студентов, а иностранных преподавателей не менее 25%. Я их внимательно выслушал и предложил им задуматься над таким простым фактом. У нас 89 регионов в РФ. Почему не учесть этого? У нас уровень преподавателей таков, что почти все из них читали и читают лекции на разных языках за рубежом. Полагаю, мы убедили представителей EFMD создать совместную комиссию по выработке стандартов для России. Я думаю, что таким образом придет маленькая революция в бизнес-образование.

Сергей Скосарев, ректор Высшей коммерческой школы

Я не согласен с утверждением, что наш рынок МВА-образования «перенасыщен». По программам МВА в России обучаются сегодня все еще недостаточно большое количество слушателей. Для такой большой страны, как наша, – это и потребность, и не до конца использованный ресурс. Проблему сегодня следует рассматривать в несколько иной плоскости – в некоторых бизнес-школах ухудшилось качество программ МВА. Только год назад закончился эксперимент Министерства образования РФ по проверке отечественных бизнес-школ. 30 школ были допущены к участию в эксперименте и подтвердили высокое качество своих программ. Сегодня у меня создалось впечатление, что все опять вернулось на круги своя. На рынок бизнес-образования пришли новые школы, и снижение качества обучения по программам МВА очевидно. Есть даже примеры, когда новые школы заимствуют чужие программы, их упрощают и предлагают потребителям по демпинговым ценам.

Не всегда западные партнеры оправдывают ожидания наших слушателей. Мы живем в прагматичное время, и от любого преподавателя (и нашего и иностранного) слушатели зачастую ждут каких-то готовых рецептов для дальнейших своих действий. Найти правильное соотношение практики и теории – задача любой школы и в конечном счете любого партнерства. Международная аккредитация, несомненно, нужна, и лучше не в одной международной организации. Это реально подвигает школу на какие-то важные шаги. Мы ощутили это на собственном примере. Но зачастую партнерство наших школ с зарубежными партнерами носит формальный характер, и ситуация, когда используется всего лишь «имя» партнера, повторяется сегодня чаще, чем раньше. Со вступлением России в ВТО на наш рынок экономического образования хлынут иностранные бизнес-школы. Нет уверенности, что это будут лучшие учебные заведения. Конкуренция между бизнес-школами только усилится. Два года назад мы получили аккредитацию Европейского совета по бизнес-образованию (ECBE), ее давали на пять лет. Сегодня ее дают всего лишь на два года. Как видите, ужесточаются требования к школам (может, и по той причине, что в ЕС 10 стран из Восточной Европы). Весьма заманчивы перспективы, которые открываются у нас в связи со вступлением России в Болонский процесс. Мы рады, что у наших слушателей появится реальная возможность, проучившись год у нас, продолжить образование за границей.

Регионы нам важны и интересны, но в отношении каждого нужна политика индивидуального подхода. Есть ли в данном регионе подходящий преподавательско-профессорский состав? Насколько рентабельны и целесообразны «десанты» наших преподавателей? Сегодня идут быстрые изменения в области бизнес-образования. Мы иногда слышим упреки: бизнес-образование отстает от реальности. Так что обучение через интернет в режиме онлайн в регионах – перспективно. Сегодня мы ищем пути его оптимизации, соотношения очных и заочных занятий. Полностью «бесконтактным» обучение быть не может, так как классическое обучение во всем мире дает начало многим проектам, связям и контактам (networking). Мне нравится сегодня тенденция, когда выпускники бизнес-школ приходят на преподавательскую работу. Это уже совсем другой качественный уровень.

Деканат Всероссийской академии внешней торговли

В последнее время многие вузы предлагают свои программы МВА. Рынок в Москве насыщен по количеству программ, но не всегда эти программы соответствуют качеству бизнес-образования и требованиям современного менеджмента. Сегодня Академия внешней торговли выдает диплом МВА государственного образца РФ. Но в рамках наших программ иностранная профессура регулярно проводит мастер-классы и занятия по оригинальным курсам, что подтверждается выдачей соответствующего сертификата. Наши слушатели заинтересованы в этих занятиях, и мы будем сохранять эту традицию. На наш взгляд, рынок образования регионов недостаточно обеспечен программами бизнес-образования, в этом мы видим перспективу для нашей академии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Виктория Панфилова

В Астане военные самолеты будут обеспечивать безопасность российского президента

0
1141
Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Дмитрий Тараторин

Президент Белоруссии провел в Исламабаде переговоры и дал дружеские советы

0
1090
В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

0
720
ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

0
585

Другие новости