Инновационный бизнес, основанный на создании и выведении на рынок новых товаров и технологий, несмотря на высокие риски, увлекает весь мир своей высокой прибыльностью. В любых быстроразвивающихся отраслях промышленности все постоянно меняется, улучшается, обновляется. И использование свежих оригинальных решений, собственно, и создает конкурентное преимущество одной компании над другой и позволяет удерживать и сохранять свои позиции на рынке. Практически перед каждой организацией сегодня возникает ряд задач, который требует в той или иной степени использования нововведений, или, иными словами, осуществления инновационной деятельности. Так, необходимость завоевания или удержания рыночных позиций компании требует проведения работ по диверсификации деятельности, снижению издержек, повышению качества товара, улучшению или расширению потребительских свойств продукции, повышению производительности труда.
В промышленно развитых странах от 75 до 100% прироста промышленного производства обеспечивается за счет использования инноваций. Число инновационных технологий в России исчисляется десятками тысяч, но на мировом рынке наукоемкой продукции наша доля меньше процента. Судьба даже тех российских научных разработок, которые превосходят зарубежные аналоги, как правило, незавидна – они либо уплывают за рубеж (часто за бесценок и нередко вместе с их авторами), либо остаются невостребованными.
Любое ноу-хау, или идея нововведения, рождается сначала в умной голове ее автора или разработчика, дальше встает вопрос о том, как довести ее до практического воплощения, то есть до получения за нее «денег».
Потребность в управленцах в инновационной сфере очень велика: по экспертным оценкам, сегодня спрос превышает предложение в несколько десятков раз. Тем не менее учебные программы по специализации «инновационный менеджмент» пока очень редко встречаются в российских бизнес-школах. Большинство из тех, что есть, ориентировано на проведение кратких курсов повышения квалификации специалистов, но таковой у отечественных менеджеров пока очень мало и повышать ее еще рано, тем более, что они носят, как правило, информационный характер. Двухлетние образовательные программы реализуется сегодня в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ – на факультете инновационно-технологического бизнеса (ФИТБ). Программы факультета созданы с учетом специфики российского рынка и опыта зарубежных партнеров – исследовательского института «Инновации. Творчество. Капитал» (Остин, США), Оксфордского инновационного центра (Великобритания), Борнмутского университета (Великобритания).
Кто выбирает такую специализацию? Чаще всего уже опытные управленцы, которые умеют делать бизнес. А теперь они хотят научиться делать инновационный бизнес – и тоже именно в России. Это и руководители малого бизнеса, и топ–менеджеры холдингов, аналитических и маркетинговых служб, стратегического планирования и развития, непосредственно решающие задачи развития компании, создания новых направлений и повышения конкурентоспособности бизнеса. Прежде всего тех, кто пришел учиться по такой специальности, учат оценивать «реальность» идеи. «Всех – и ученых, и предпринимателей – у нас учат одинаково. Ведь алгоритм работы с коммерчески привлекательной идеей один. Главная задача – минимизировать затраты...», – говорит декан факультета инновационно-технологического бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Зинов В.Г.