Молодые инвалиды хотят сегодня одного: быть услышанными своими здоровыми сверстниками...
Фото Петра Кассина (НГ-фото)
Проблемы обучения инвалидов в России рассмотрели недавно на первой Московской международной конференции инклюзивного образования. На встрече присутствовали представители региональной организации инвалидов России и их иностранные коллеги, чиновники Министерства образования и науки РФ, региональные представители органов образования, а также Чрезвычайный и Полномочный Посол США в России Александр Вершбоу.
Так что это такое – инклюзивное образование? До последнего времени нашему читателю чаще приходилось сталкиваться с понятием «эксклюзивное образование». И если со вторым все совершенно ясно, то первое способно после прояснения сути его сразу же вызвать целый ряд новых вопросов: «А зачем?», «Неужели им так лучше?». Им – это достаточно большой группе детей с ограниченными возможностями здоровья. А хотят эти дети и их родители одного – учиться в нормальной школе вместе со всеми остальными детьми.
Почему об этом заговорили сегодня? Почему в столичных новостях замелькали сообщения об автобусах и троллейбусах с подъемниками для инвалидных колясок. Почему в школах-новостройках появились пандусы для инвалидных колясок? Почему вообще мы стали замечать тех, о жизни которых прежде мы не задумывались и не знали? Посол США Александр Вершбоу в кратком комментарии корреспонденту «НГ» пояснил, что отношение населения России к проблемам своих сограждан-инвалидов сегодня вполне можно сравнить с ситуацией в Америке, только 30 годами раньше. Тогда, в 70-е годы прошлого столетия, многие в Америке тоже не понимали, зачем инвалиду нужно учиться вместе со всеми? А нужно это затем, говорит Александр Вершбоу, что если страна строит демократическое общество, то она обязана решать проблемы инклюзивного образования. Инвалиды, равно как и все прочие граждане страны, имеют право на выбор. Вопрос только в одном – как решить эту задачу? В Норвегии в 1991 году в один день взяли и закрыли все интернаты для инвалидов. Стресс, который пережили тогда люди, там помнят еще и сегодня. В Италии специнтернаты закрылись несколько раньше, еще в 60-х годах прошлого столетия. В Америке начиная с 70-х годов прошлого столетия инклюзивное образование шагает по стране, имеет достаточную господдержку и, конечно же, велики вложения в этот вид образования частного капитала.
«Конечно же, в России все перемены в этом направлении будут происходить постепенно и индивидуально по отношению к каждому ребенку», – заявила на конференции представитель Минобразования и науки РФ Ирина Кутепова. Но проблема есть, и ее, по мнению Кутеповой, надо решать┘ Да и количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет с каждым годом. Сегодня для детей с ограниченными возможностями открыто 1390 школ, где обучаются 187 589 учащихся. Существует всего 8 типов школ, все они различаются по классификации заболевания ребенка. Только вот в школьном аттестате ребенка-инвалида будет указано (вопреки всему), что ребенок закончил спецшколу (то есть в нашем узком бытийном понимании «неполноценную» школу). В то время как 64% детей от всех детей-инвалидов страдают всего лишь задержкой психического развития┘ Умственные отклонения отмечают у 20% детей, у остальных – проблемы со слухом, зрением и так далее┘ Все это, кстати, свидетельствует, по мнению медиков, о неправильной ранней диагностике ребенка. Но если бы многие из сегодняшних детей-инвалидов учились в массовой школе, они смогли бы быстро догнать своих здоровых сверстников┘ Пока же если спецшколы в районе, где проживает ребенок-инвалид, нет – то взять ребенка к себе могут соседние регионы только в том случае, если за его учебу заплатит регион или родитель.
Сегодня распределение школьников-инвалидов по школам выглядит так: 54% – школы-интернаты, 37% – спецклассы, 13% – на дому. Об интеграции в массовую школу, естественно, нет и речи. Уже несколько раз Госдума РФ отклоняла закон, в котором предусматриваются другие возможности обучения для ребенка. А именно: по предлагаемому законопроекту он может выбрать массовую школу, интернат или надомное обучение. Надомное обучение сегодня – это, допустим, 12 часов химии или физики в год. Можно ли за такое время выучить физику – вопрос риторический. Правда, кое-где открываются школы надомного обучения, в них дети могут получать консультацию или урок по интернету от своего наставника в любое время, и количество часов в таких школах приближено к учебному процессу в любой массовой школе. Что же касается обучения в массовой школе, то здесь я опять не могу не процитировать слова Александра Вершбоу: «Идея совместного обучения прежде всего должна быть принята обществом в целом┘» А готово ли к этому наше общество?