0
1001
Газета Образование Интернет-версия

18.06.2004 00:00:00

Пойдет ли учитель бить стекла в мэрии?

Тэги: учитель, оплата, концепция


учитель, оплата, концепция Новая концепция оплаты учительского труда особенно выгодна педагогам начальной школы.
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)

О необходимости изменения системы оплаты учительского труда помышляют уже давно. На днях в Государственном университете – Высшая школа экономики была представлена новая концепция штатно-окладной системы оплаты труда учителей. Новая концепция, впрочем, как и другие доклады, представленные за последнее время правительству Высшей школой экономики и направленные на поиски наиболее эффективных путей решения проблем в образовании, кому-то, вероятно, покажется жесткой, в чем-то радикальной и даже непопулярной┘ Ее авторы тем не менее уверены в обратном.

Итак, обратимся к тезисам новой концепции. Среднемесячная зарплата во всех дневных общеобразовательных заведениях России составляет примерно две трети от среднемесячной зарплаты в экономике. Кроме того, она носит ярко выраженный региональный характер (например, от 1,9 тыс. руб. в Воронежской области до 2,5 – в Ярославской). И здесь порой обнаруживаются довольно странные закономерности. Как показывают официальные данные, уровень благосостояния региона в целом не сказывается столь же положительным образом на зарплате учителей. Точнее сказать, зависимость здесь обратно пропорциональная. Именно в богатых регионах бюджетники получают меньше, чем в дотационных.

Экономисты убеждены: в учительство идет не самая лучшая часть педагогического сообщества. Более квалифицированная, успешная и талантливая находит себе применение в других областях деятельности. Ряд академиков убеждены: если учительская среда сегодня – собрание неактивных людей, то вливание любых средств в образование приведет всего лишь к раздуванию учительских кадров. Значит, делать этого нельзя┘

В систему оплаты учителей положен сегодня урочно-почасовой принцип. Много провел уроков – много получил. Внеурочная, внеклассная, воспитательная работа и работа с родителями в тарификацию не входит и не оплачивается. И вывод здесь не может быть другим: такая система, увы, себя не оправдала. Учителя берут большую нагрузку, не успевают готовиться к урокам и повышать свой уровень образования. Чтобы ставок в школе было больше, директора школ увеличивают количество классов, раздувая учительские кадры. В среднем в России на одного учителя приходится 15 учеников, а в развитых странах – 17. Отсюда и удивление наших экономистов: «Мы – такая богатая страна, что можем позволить себе «элитарное» образование? Наши ученые приводят несколько парадоксальные данные, которые стали известны после проведения Единого госэкзамена. Оказывается, успеваемость выше там, где учащихся в классе более 20 человек.

Центр трудовых исследований сообщает, что сегодня в целом по стране в сфере образования работают около 6 млн. человек, это примерно 9% всех занятых трудовой деятельностью. И есть регионы, где в образовании работает каждый пятый житель региона. Почему? Потому что педагогам в регионах более или менее регулярно выплачивают зарплату. Как может в таких регионах работать экономика, удивляются ученые. Вообще, как свидетельствует статистика, за последние 10 лет доля людей, работающих в сфере образования, значительно возросла, потому что упала экономика.

В новой концепции рассматривается снятие жесткой зависимости между оплатой труда и количеством урочных часов на одного учителя, а также введение внеурочной деятельности в объем оплачиваемой работы. Предполагается также устранить существующую сегодня диспропорцию в оплате труда учителей начальной и средней школы и уравнять их в зарплатах, установив верхнюю планку уроков на уровне 18 часов.

Как подсчитали экономисты, при избыточной численности учителей их доля в школах достаточно низка. Она составляет 62–65% от общей численности работающих в школах. За рубежом – доля учителей в школах составляет 70–75%. Эксперты говорят, что нужно каким-то образом оптимизировать расходование бюджетных средств и в этой части.

Понятно, что приближающийся демографический провал лишит часть учителей работы, а новая концепция оплаты труда приведет к своеобразной «чистке» учительского корпуса, и тогда вопрос только в одном: пойдет ли выброшенный на улицу учитель забивать сваи? Нет, говорят наши ведущие экономисты. Не пойдет. Учитель пойдет бить стекла в мэрии. Что ж, уважаемые власти, готовьтесь. Ведь в процессе модернизации из школы уйдут 450 тысяч учителей (цифру озвучил еще бывший министр образования Владимир Филиппов).


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Виктория Панфилова

В Астане военные самолеты будут обеспечивать безопасность российского президента

0
1194
Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Дмитрий Тараторин

Президент Белоруссии провел в Исламабаде переговоры и дал дружеские советы

0
1134
В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

0
752
ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

0
612

Другие новости