Как отметил на днях министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, сегодня продолжает сохраняться дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда. Как считает Фурсенко, одна из причин этого явления – отсутствие достаточной профориентационной работы в школе и общей информированности населения. Анализом рынка труда, как решил министр образования и науки Андрей Фурсенко, срочно займется «экспертное сообщество», куда войдут наряду с представителями науки и образования крупные работодатели. В ближайшее время министерство займется налаживанием обратной связи с работодателями через формирование специальных предложений по развитию их кадрового персонала. Будут изданы региональные справочники для старшеклассников и их родителей, пройдут «уроки занятости» и будут организованы классы временной занятости (социальные практики) для учащихся старших классов.
Как считают эксперты, сегодня по-прежнему наблюдается перепроизводство (в первую очередь) экономистов и юристов с высшим образованием, в то время как экономика испытывает недостаток в совсем другого рода специалистах. Остается вопрос, почему же экономические факультеты, экономические вузы и их филиалы продолжают открываться чуть ли не каждый месяц по всей стране? Ситуация вызвана несколькими причинами. Во-первых, все тем же спросом покупателей «высшего образования». Если есть спрос у населения на экономические специальности, почему бы вузу их не открыть. Тем более если высшее учебное заведение может на этом хорошо заработать. Во-вторых, совсем недавно было отменено постановление, ограничивающее прием внебюджетных абитуриентов на экономические отделения государственных вузов. Пустующую нишу с лихвой заполнили вузы негосударственные. Кстати, не исключено, что в некоторых вузах теперь на экономические отделения будут брать больше платных студентов. В-третьих, мир не стоит на месте, специалист будущего – человек, совмещающий в себе множество специальностей. Когда узкотехнический вуз дает своим же студентам и выпускникам экономические дисциплины «вторым образованием» – это выгодно и вузу, и студенту. И порой студенты сразу совмещают обучение на нескольких факультетах в своем вузе. Как они это успевают сделать и каково при этом качество образования – это другой вопрос.
Перепроизводство экономистов есть. Но при всем этом есть один нюанс: как бы ни изменилась политика государства в образовании в целом (а это произойдет совсем скоро) – потребность в элитном образовании останется. При всем перепроизводстве экономистов еще длительное время стране не будет хватать экономистов-управленцев высокого класса. Об этом постоянно говорил бывший министр образования Владимир Филиппов. И об этом же сегодня говорит Андрей Фурсенко. Возможно, что подготовкой экономической элиты в ближайшее время государство займется целевым образом и на более серьезном уровне.
Что касается массового образования, то, по исследованиям крупных российских кадровых агентств, спрос на работников экономических специальностей остается стабильным и небольшим. Спрос в Москве, например, с лихвой покрывают уже только 10 московских вузов (см. таблицу ниже).
Так что лучше обратить свой взор на такие многообещающие специальности, как информационно-телекоммуникационные технологии и электроника; космические и авиационные технологии; новые материалы и химические технологии; новые транспортные технологии; перспективные вооружения, военная и специальная техника; производственные технологии; технологии живых систем; экология и рациональное природопользование; энергосберегающие технологии.
Название вуза (факультета) | Время создания | Количество обучающихся на всех курсах |
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Экономический факультет) | 1941 год | около 3000 |
Государственный университет – Высшая школа экономики (факультеты: Экономики, Мировой экономики, Международный институт экономики и финансов) | 1992 год | около 9000 |
Финансовая академия при правительстве РФ | 1919 год | около 10 000 |
Государственный университет управления | 1919 год | более 11 000 |
Московский институт международных отношений, МГИМО (Факультет международных экономических отношений) | 1944 год | около 2500 |