Военкоматам сегодня тяжко, им еще приходится восполнять пробелы школьного образования...
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Прапорщик Волков взял из рук призывника заполненный бланк и присвистнул от удивления. Исправив ошибки (призывник умудрился насадить их в собственных имени и фамилии), прапорщик посмотрел на «Спинозу» и участливо спросил: «Муму» читал?» Молодой человек в волнении заморгал глазами. «А три поросенка?» – прапорщик сделал вторую попытку завязать интеллектуальный разговор. «А┘ – догадался будущий защитник наших рубежей – сказки, что ли?» – «Будут тебе сказки, – пообещал прапорщик, – вот завтра и начнутся┘» Назавтра при военкомате начала работу школа молодого бойца, призванная хоть как-то ликвидировать «вопиющую безграмотность призывного контингента»...
На этой неделе стало ясно, что профессиональной армии у России пока не будет. А к 2008 году служить в Российской армии будут, возможно, всего один год. Есть повод поговорить об образовании тех, кто идет на военную службу.
Курганская область, которую мы возьмем для примера, - относительно благополучный (в смысле образования) регион России. К курганцам даже проявляют повышенный интерес при формировании знаменитого Кремлевского полка. В последнем призыве в армию ушли отсюда 3005 человек. Большая часть призывников успела до службы закончить школу и даже поучиться в ПТУ. С высшим образованием в армию ушли всего 96 молодых людей. 636 призывников проучились в школе 5–9 лет. А вот 221 человек посещали школу 3-4 года. Это значит, что эти молодые люди читают и считают с трудом. Вы спросите: как это стало возможным, чтобы в армию шли люди, не учившиеся фактически в школе? В начале 90-х в России была фактически развалена система всеобуча. Структуры Минобразования РФ перестали вести запись детей в первый класс и оставили контроль за посещением школы учениками на совести детей и их родителей. Результат – налицо.
«Ситуация по сравнению с советским периодом просто катастрофическая. Из 100% призывного контингента 90,5% молодых людей освобождены от призыва, – комментирует «НГ» член комитета по обороне ГД РФ депутат Николай Безбородов. – Весь интеллект мы оставили на гражданке┘ В итоге в армию пришли 7,5% солдат с начальным образованием, 30% солдат без среднего образования, 40% солдат вообще нигде до призыва не работали и не учились, 12% устойчиво потребляли алкогольные напитки, 8% до призыва пробовали наркотики и с 12% солдат снята судимость. Такова сегодня наша казарма, – таковы качественные характеристики армии, перед которой мы ставим сложные задачи освоения современной техники, оружия и укрепления боеготовности».
Сегодня правительство проводит ревизию всех 23 льгот отсрочки от армии. С учетом того, что 60% молодых людей, освобожденных от призыва, – это студенты, не исключено, что поправлять положение генералы будут за счет студенческого контингента. И попытки провести такое, в общем-то, опасное решение уже были. Увы, но готовых рецептов, способных оптимально решить проблему, государство пока не имеет.
Ректорский корпус, естественно, напуган ситуацией разрешения проблемы за счет лишения студентов отсрочки от армии. «Государство сильно уровнем образования своего народа, – говорят ректоры, – а когда 40% студентов России учатся бесплатно, а 60 – оплачивают учебу из своего кармана, уже спорен вопрос о высоком качестве специалиста – выпускника вуза. Если в этой ситуации устроить еще и призыв студентов в армию, мы навредим и студентам, и армии┘» Сегодня, когда власти решают проблему призыва, российские ученые надеются, что их голос все-таки будет услышан.
В свое время известный педагог Виктор Шаталов и другие педагоги-новаторы разработали курсы интенсивной общеобразовательной подготовки подростков, запущенных в педагогическом плане. Эти курсы опробовали в колонии. Колонисты успешно прошли полный курс старших классов средней школы за несколько месяцев. Так, может, использовать в армии этот колонистский опыт? Почему бы ученым не помочь заинтересованным военкоматам создать у себя такие интенсивные курсы. А то как-то неуютно осознавать, что страну охраняет пещерный человек с ружьем.